06.06.2014 13:50
    Поделиться

    В Красноярске треть курсантов автошкол не готовы к вождению

    Почему автошколы в Сибири плохо готовят будущих водителей

    С каждым годом на дороги выходит все больше новоиспеченных водителей. Так, по данным ГИБДД Красноярского края, только в прошлом году права получили более 100 тысяч жителей региона. Одновременно растет и число аварий на дорогах, в которых виноваты малоопытные шоферы - вчерашние курсанты. В чем причина плохого качества подготовки водителей - выясняли корреспонденты "РГ".

    Плохая статистика

    По словам члена Общественного совета при ГУ МВД по краю Василия Курочкина, чтобы оценить уровень подготовки курсантов красноярских автошкол, общественники решили отправиться в учебные заведения, выпускники которых в течение прошлого года совершили наибольшее количество ДТП. Они наблюдали за сдачей теоретических зачетов курсантами, принимали непосредственное участие в практическом экзамене, проехав совместно с инструктором и учащимися автошколы по улицам города.

    И если с теоретическими заданиями и ездой на автодроме большинство курсантов справились, то иная ситуация была на дорогах города.

    - Лишь 30 процентов выпускников смогли грамотно ориентироваться в реальных дорожных условиях. Претенденты на получение водительского удостоверения допускали грубые нарушения ПДД. Не пропуская пешеходов и неправильно перестраиваясь, курсанты нередко создавали аварийные ситуации, - резюмировал Курочкин.

    Он добавил, что с начала года каждое пятое ДТП на красноярских дорогах было совершено начинающими автолюбителями, то есть теми, чей стаж не превышает трех лет. По их вине уже пострадали 120 человек, один погиб.

    Кроме того, согласно статистике, процент сдачи экзаменов по вождению с первого раза стабильно снижается. В 2008 году учеников, справившихся с экзаменом, было 70 процентов, в 2012 году - только 50 процентов, в 2013 - 45.

    - Некоторые автошколы намеренно снижают количество часов практического обучения. Вместо положенных 50 часов предлагают ученикам откатать лишь 20. Естественно, цена у такого "сокращенного" курса привлекательнее. Так и работают, - описывает ситуацию на рынке председатель региональной Ассоциации автошкол Красноярского края Константин Медведев.

    С претензиями не согласны

    В ответ на критику руководители красноярских автошкол заявляют, что на показатели аварийности влияют не цена учебы и не оснащенность высокотехнологичными заведений тренажерами, а единственно только человеческий фактор. Правовой статус учреждения или форма собственности тут тоже ни при чем.

    - Думаю, что качество обучения зависит, прежде всего, от преподавателей. По теории у нас, например, преподаватель такой, что курсанты жалуются, что ГИБДД легче сдать экзамен, чем ему. Две ошибки на "внутренней" сдаче - достаточное основание для того, чтобы "на суд ГИБДД" курсанта уже не выпустить. В итоге теорию с первого раза сдают практически 100 процентов наших выпускников. С практикой сложнее - это зависит от обстановки на дороге, от тех каверзных ситуаций, которые "задает" экзаменатор. Тут наш показатель - примерно 50 процентов. Но вообще, главное - настрой самих слушателей. Если они исправно ходят на занятия и серьезно к ним относятся, проблем не будет, - говорит директор красноярской школы Наталья Худорожко.

    Она добавляет, что принципиальность руководства школы много значит. С коллегой согласен зампредседателя другого учебного заведения по подготовке водителей Владимир Черепанов:

    - Мы очень строго подходим к подготовке водителей. Если ученик не является на теоретические занятия больше двух раз без уважительных причин, мы не допускаем его к сдаче даже внутреннего экзамена. По поводу снижения процента сдачи экзаменов по вождению с первого раза могу сказать, что нельзя просто обвинять в это автошколы. Даже когда часов было меньше, не 106 как сейчас, а 20, сдавало до 80 процентов. А сейчас… Дело тут и в самих учениках, в их подходе, уровне ответственности.

    Учим без программы

    Что касается контроля за автошколами, то со стороны надзорных ведомств он действительно ощутимо ужесточился, говорит Владимир Черепанов.

    - У нас регулярно проверки проводит и прокуратура, и ГИБДД, и представители краевого управления автомобильного транспорта, регионального минобразования.

    Наиболее типичные нарушения, выявленные в ходе проверок, это проблемы с документами, в том числе договорами на предоставление услуг. К примеру, в них не прописываются права слушателей, нет даты заключения договора, не прописаны сроки обучения и категории, не указываются денежные единицы оплаты курсов и конечный результат обучения. В некоторых учебных заведениях не вычитывается в полном объеме материал по ряду дисциплин, практические часы не откатываются полностью. А при этом рабочий день инструкторов может доходить до 16 часов в сутки без выходных.

    В свою очередь, руководители автошкол недовольны столь долгим отсутствием новых программ обучения.

    - Закон, предусматривающий обучение на новые подкатегории, вступил в силу еще осенью прошлого года, но программ до сих пор нам никто не присылал. Это касается, к примеру, категории M (мопед). Как обучать на нее, мы не знаем. В то же время мы обязаны предъявить инспектору ГИБДД учебную базу, соответствующую требованиям образовательных программ по всем категориям. А как мы можем предъявить то, чего нет? - говорит Наталья Худорожко.

    Согласно прогнозам, Министерство образования и науки РФ закончит разработку подзаконных актов осенью этого года и тогда маховик нововведений заработает в полную силу.

    Психолог говорит "стоп"

    Только за первый квартал текущего года на дорогах Хакасии погибло 28 человек, а получили травмы различной степени - 186. Для республики, где живет немногим более полмиллиона человек, такие потери просто нетерпимы. При этом они только растут год от года. Представители ГИБДД пока не могут точно сказать, почему это происходит.

    Проблемой ДТП заинтересовались и те, чья деятельность напрямую не касается дорожного травматизма. Практикующий психолог Сергей Акимов по просьбе руководства одной из автошкол Абакана провел исследование способностей курсантов. По его словам, изучение учеников было поверхностным и преследовало сугубо утилитарную цель: узнать, почему люди плохо справляются со сдачей экзамена по вождению. Ответ оказался неожиданным.

    - Примерно 30 процентов курсантов нельзя допускать до обучения. Дело в том, что эти люди не в состоянии адекватно реагировать на дорожную ситуацию из-за проблем с концентрацией внимания, - так охарактеризовал Сергей Акимов будущих водителей.

    По его словам, при более детальном обследовании число людей, непригодных для обучения, только возрастет. Причем, заметим, что речь идет о трезвых людях, которые выполняют задания в идеальных условиях: нет ни дорожных стрессов, ни отвлекающих мыслей.

    Однако при существующей системе большая часть этих курсантов все равно получит права. Хотя сегодня уже не редкость, когда обучение длится дольше установленного срока из-за постоянных провалов будущих водителей на экзамене.

    Инициатива от депутатов

    На проблему отбора кандидатов на обучение в автошколах обратили внимание депутаты Верховного Совета РХ. Парламентарии создали специальную рабочую группу, которая предложила внести изменения в нормативные документы министерства здравоохранения России. В той части, которая касается обязательного тестирования всех будущих курсантов автошкол. Причем обследование должно вестись по двум направлениям. С одной стороны, требуется выяснить, насколько будущий водитель склонен к употреблению алкоголя или наркотиков. С другой - выяснить уровень его стрессоустойчивости и способность адекватно действовать в экстремальной ситуации. Соответственно, учиться в автошколе сможет только тот, кто пройдет испытание.

    Но даже в ходе обучения с курсантами предлагается работать психологам. По сути, парламентарии готовы предложить революционные изменения. Ведь до сих пор в нашем обществе бытовало убеждение о том, что водителем может быть каждый, у кого достаточно средств для покупки автомобиля. Нововведения же сделают отбор почти таким же жестким, как в летных школах. Но у сторонников такой меры свои доводы: речь ведь, в конечном итоге идет о жизни и здоровье людей. И то, что кто-то в итоге будет передвигаться не на собственном автомобиле, а на общественном транспорте - не слишком великая плата за это.

    Поделиться