Минприроды предлагает ввести экологическую маркировку автомобилей
Вадим Донченко, научный руководитель НИИ автомобильного транспорта
Идея экомаркировки автомобилей обсуждалась достаточно давно. Сейчас ее поддержали минприроды и минпромторг. Практика ведения маркировки транспортных средств по различным характеристикам есть во многих странах. У нас под экомаркировкой будет пониматься два аспекта "эко" - экономичность и экологичность. С 1 января 2013 года в России производятся и в нашу страну ввозятся только автомобили класса не ниже Евро-4. По расходу топлива пока соответствующей классификации нет, она будет разрабатываться. Предлагаемая маркировка будет совмещенной, т.е. она будет показывать и экологичность, и экономичность автомобиля. Автомобиль, получивший соответствующую маркировку на заводе, будет поступать в продажу.
Понятно, что в процессе эксплуатации характеристики автомобилей могут меняться, поэтому они должны будут проверяться при техосмотре. Будет или подтверждаться, или отменяться действие соответствующей этикетки ("эколейбла"). Для тех автомобилей, которые были куплены раньше, естественно, тоже будет проводиться некая идентификация на предмет того, сохранились ли у них те характеристики, которые были заложены при производстве (одобрение типа транспортных средств - это процедура, которая действует у нас уже давно!). Для совсем старых автомобилей будут разрабатываться некие другие решения, будет принят переходный период. Большая часть автомобилей у нас уже может быть по экологическим параметрам идентифицирована.
Обсуждается, что экомаркировка будет содержать электронный чип, который будет зашиваться в стикер. Такая метка будет автоматически сигнализировать при прохождении автомобиля через определенные детекторы о его классе (экономичности и экологичности). Это позволит принимать разные решения, в частности, ограничивать въезд определенных категорий автомобилей на определенные территории, например, в центр города, давать преимущество при парковке наиболее чистым и наименее топливнопотребляющим автомобилям. Может быть и целый ряд других решений, которые будут увязаны с уровнем экологичности автомобиля, его климатическим воздействием, что позволит стимулировать владельцев покупать наиболее безопасные для окружающей среды и климата транспортные средства.
Однако неверно думать, что предлагаемая система будет направлена против автомобилистов. Она направлена в первую очередь на информирование потребителей о характеристиках приобретаемой ими продукции. Что же касается возможных ограничений, то они будут вводиться в исключительных случаях и только если гражданам будет обеспечена возможная транспортная альтернатива.
Игорь Моржаретто, заместитель главного редактора журнала "За рулем"
Подобные проекты существуют давным-давно - привязать налоги к экологическому классу, к возрасту автомобиля и так далее. Такая практика существует в целом ряде стран, в первую очередь развитых - в Германии, Японии и других. Что касается России, то здесь палка о двух концах.
С одной стороны, вроде как хочется для обновления парка какие-то меры принять, чтобы стимулировать людей менять старые машины на новые. С другой стороны, у нас средний возраст автомобиля в стране около 12 лет. Соответственно, если будут введены такие штучки, то это достаточно больно ударит по незащищенным людям. А у нас же заявляется, что мы социальное государство и поддерживаем тех людей, которые живут не очень богато.
Естественно, человек, который ездит на 12-летней "пятерке", ездит на ней не потому, что он в нее безумно влюблен, а потому, что у него нет денег на новый совершенный автомобиль. Проектов много, но они не проходили ни разу, они каждый раз наталкивались на тот аргумент, что люди у нас небогатые и это вызовет большие социальные протесты.
Тем более, меры по введению экологических ограничений хороши в комплексе. Условно говоря, человека, с одной стороны, налогами или какими-либо ограничениями зажимают, подталкивают к покупке нового автомобиля, а с другой стороны, ему государство помогает приобрести новый автомобиль. Если существует программа льготного кредитования (в прошлом году такая программа была, сейчас нет), если существует программа обмена старой машины на новую, если это все в комплексе, то люди поймут и примут правила игры. А если это просто очередной удар по голове дубиной - сюда не пущать, здесь не стоять, тут плати дополнительные деньги, - это, мне кажется, не очень правильно.
Кроме того, не очень понятно, как объединить в одну оценку экологические и экономические показатели, то есть расход топлива. Теоретически все можно, только вещи эти не совсем совпадающие. Надо заниматься в первую очередь экологией. В Европе постепенно поднимались нормативы выхлопов: евро-2, евро-3, евро-4, евро-6 уже на подходе. Экономичность идет следом, это вторая задача. Первая - сделать выхлоп максимально чистым. Давайте пока решим первую задачу. Когда начинают ставить параллельно еще сто задач, не выполнена оказывается ни одна. Это как с ё-мобилем. Если бы создатели ё-мобиля поставили перед собой одну конкретную задачу, например, мы создаем автомобиль, у которого будет новый двигатель, возможно, и получилось бы. А они сказали: у нас будет новый двигатель, новый конденсатор, новый тип кузова и т. д. В результате - ничего.