11.06.2014 16:06
    Поделиться

    Молодой Трифонов сыграл в Воронеже молодого Шумана

    23-летний Даниил Трифонов, которому прочат славу ведущего пианиста XXI века, выступил в Воронеже на Платоновском фестивале искусств. Эмоционально представив сочинения французских импрессионистов, он покорил публику Симфоническими этюдами Шумана - композитор написал их в 24 года и считал крайне сложными для исполнения.

    Технического мастерства Трифонову не занимать - в сезоне 2010-2011 годов он стал лауреатом трех самых престижных для пианистов международных смотров: третья премия на конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве, первая - на конкурсах имени А. Рубинштейна в Тель-Авиве и имени П. Чайковского в Москве. После такого успеха карьера молодого музыканта пошла в гору - он активно гастролирует по миру, участвует в крупных фестивалях, сотрудничает с ведущими оркестрами (Лондонским, Израильским, Варшавским) и дирижерами (такими как Валерий Гергиев, Зубин Мета, Михаил Плетнев, Кшиштоф Пендерецкий и Владимир Федосеев). Студия звукозаписи Deutsche Grammophon, заключив с Трифоновым эксклюзивный контракт, посулила ему славу "великого русского пианиста-поэта XXI века".

    - Мой график расписан на несколько сезонов. Это лето относительно спокойное - предстоят гастроли в Израиле, фестивали в Швейцарии, Германии и Франции, но вообще буду отдыхать и учить новый репертуар. В моем возрасте надо каждый год готовить больше программ, сольных и оркестровых, - рассказал Даниил Трифонов. - Стараюсь не отвлекаться от работы, поддержанием официального сайта и страниц в соцсетях занимаются в агентстве. Концерты и подготовка к ним отнимают почти все время, поэтому я довольно редко читаю, что обо мне пишут в СМИ. О похвалах экспертов знаю, но понимаю, что все высказывания надо пропускать через призму самокритики, воспринимать отзывы как локомотив движения и все время искать новые пути.

    В Воронеже в программу Трифонова вошли произведения первой четверти ХХ века - "Серенада" Стравинского, утонченные "Образы" Дебюсси и "Отражения" Равеля, а также одно из главных романтических произведений для фортепиано - "Симфонические этюды" Шумана.

    - Все это я играл в текущем сезоне: в первом отделении представлен мир импрессионизма, Дебюсси и Равель принадлежали к одной композиторской школе, можно проследить влияние Дебюсси на Стравинского. А затем я играю Шумана - 12 "Симфонических этюдов" плюс три найденных посмертно, - пояснил пианист.

    Перед концертом публике, склонной иногда по неведению и из лучших побуждений аплодировать невпопад, сообщили, сколько в каждом из произведений будет частей. В паузах между ними стояла тишина, и зрители, кажется, сами были довольны произведенным эффектом. Увы, в начале им забыли напомнить о мобильниках, объявив вместо этого, что в зале присутствует губернатор. Уважение к нему и к солисту не всех сподвигло выключить гаджеты, однако аудитория в целом была захвачена музыкой с первых минут.

    Ну, а молодой пианист отдался игре прямо-таки со страстью, составив прямую противоположность открывшему IV Платоновский фестиваль старшему коллеге Михаилу Плетневу. Их манеры разнятся, как лед и пламя. Плетнев подчеркнуто безучастен, Трифонов до крайности экспрессивен, в выбранных им для начала концерта произведениях уже проявились черты модернизма - и модерново выглядели изгибы, изломы, наклоны Даниила, обладающего специфической манерой держать себя за роялем, как бы колдуя над клавишами. Журналистам он признался, что активная сценическая деятельность заставляет его особенно тщательно следить за здоровьем, практиковать плавание, йогу и цигун, так как в верхней части спины и плечах накапливается сильное напряжение.

    Во втором отделении Трифонов был спокойнее - и надо сказать, что Шуман "шел" ему больше. А уж сыгранные на бис прелюдии и Большой блестящий вальс Шопена привели в восторг и искушенных, и неопытных слушателей.

    - В будущем я хотел бы сыграть Бетховена, Листа, Баха - но до таких авторов надо дозреть, дорасти. Я мало играю Брамса, например. Но он тоже в планах, - отметил пианист. - На данном этапе мне важно сформировать свой классический репертуар, а потом можно будет переходить к композиторам-современникам - мне интересны Лигети, Пендерецкий, Лютославский… На досуге я и сам сочиняю, недавно в Кливленде, где я учусь в институте музыки в классе Сергея Бабаяна, состоялась премьера моего фортепианного концерта. Чувствую интерес к некоторым аспектам рока 1970-1980-х годов (мой отец играл в панк-рок-группе), но мое сердце отдано фортепиано.

    Поделиться