Владимир Юровский и Госоркестр Светланова представили музыку Прометея

Новый абонемент Московской филармонии "Владимир Юровский дирижирует и рассказывает", стартовавший в прошлом сезоне, обрел формат уникального просветительского цикла, аналогов которому на концертной сцене нет. Программа "Похитители огня", посвященная Прометею, прошла в три вечера при аншлагах в Концертном зале Чайковского.

Такой громады "прометеевской" музыки - театральной, симфонической, балетной, хоровой, вокальной, оперной, мистериальной, прозвучавшей с участием певцов, хоровых коллективов, артистов-чтецов в исполнении Госоркестра им. Е. Ф Светланова и Владимира Юровского, никто в истории культуры еще так направленно не осваивал. Причем, произведений, посвященных Прометею, существует так много, что их, по замечанию Юровского, можно было бы исполнять во всех залах Москвы не менее двух недель. Отбор партитур, представляемых в цикле, был сложным. Зато придуманная структура оказалась безупречной: сначала - погружение в миф, в его историю, в его символические и культурологические объемы.

Художественное чтение Гесиода, Эсхила, Вячеслава Иванова. Юровский - сам в роли протагониста-рассказчика, распечатывающего тайны древнего мифа. С ним на сцене - артисты Чулпан Хаматова, Александр Филиппенко, Евгений Цыганов, читающие тексты мифов, оперных либретто, драм. Постепенное выстраивание разнообразных коллизий вокруг фигуры Прометея, движение во времени: от Гесиода до Орфа (ХХ век). В арьере сцены - хоры, поющие голосами Океанид из сочинений Габриэля Форе, Сергея Танеева, Карла Орфа. Оркестр в грандиозном составе - с удвоенными, утроенными группами духовых, арф, ударных (в "Прометее" Орфа - экзотические японские, гавайские, африканские инструменты, литафон, изобретенный специально для орфовских партитур). Рояли, орган, световой синтезатор в "Поэме огня" Александра Скрябина, ослепительный белый свет в зале - энергия мистерии. На площадке перед оркестром - пралюди (танцоры в трико) и куклы в масках Аполлона и Диониса - персонажи балета Бетховена "Творения Прометея". Певцы-солисты - Екатерина Кичигина (сопрано), пробегающая по залу с экспрессивными возгласами в партии мифологической принцессы Ио, превращенной в корову, Борис Пинхасович (баритон) - прикованный к скале Прометей, мелодекламирующий "страдания бога", Эллисон Белл (сопрано, Великобритания) - в экстремальной партии демонической красавицы Лулу (инкарнации Пандоры). Все это музыкальное действо, длившееся три дня - уникальное художественное переживание, рождающее аналогии с театром Древнего мира, в эпические представления которого публика античных амфитеатров точно так же погружалась на три дня. В амфитеатре же Зала Чайковского миф о Прометее предоставил возможность пережить еще одну музыкальную радость - за Госоркестр им. Е. Ф. Светланова, феноменально освоивший абсолютно новый для себя, гигантский по объему и интереснейший репертуар.