Страховщики просят Владимира Путина спасти автогражданку
Напомним, что накануне праздников состоялось заседание комитета Госдумы по финансовым рынкам. На нем обсуждалась судьба поправок в закон об ОСАГО. Результат этого заседания перевернул все представления страховщиков о жизни на белом свете. Это послужило даже поводом для обращения к президенту: "Спасите автогражданку!"
Причем аргументы страховщиков выглядят более чем убедительными. Итак, что такого потребовали от страховщиков на этом заседании думского комитета?
Во-первых, снижение процента износа автомобиля. До сих пор полным износом считалось 80 процентов. То есть, при расчете убытка, у страховщика есть ограничение. С учетом износа он не может выплатить менее 20 процентов. Депутаты предлагают увеличить эту планку до 40 процентов. То есть, страховщик не может выплатить менее, чем 60 процентов. С точки зрения депутатов - это логично. Если деталь автомобиля изношена на 79 и даже 50 процентов - она опасна для дальнейшей эксплуатации. Об опасности деталей машин с износом более 50 процентов выступил глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев. Эксперты думского комитета по финансовым рынкам поддержали это предложение.
Напомним, что Верховный суд в своих рекомендациях, пожелал вообще видеть ОСАГО без учета износа. Хотя, согласно закону об ОСАГО, автовладелец должен получить компенсацию причиненного ущерба. То есть старую деталь за старую, а не новую, которая, якобы, увеличит стоимость этого автомобиля.
Второй удар по страховщикам нанес перенос сроков повышения тарифа за ОСАГО. То есть, после принятия закона, выплаты по ОСАГО увеличатся. По "железу" они составят до 400 тысяч рублей, против сегодняшних 120 тысяч. По жизни и здоровью - до 500 тысяч, против 160 тысяч. При этом по здоровью они будут выплачиваться фиксированными суммами в зависимости от качества и количества повреждений, а не как сейчас - в зависимости от дополнительных медуслуг, не входящих в перечень по обязательному медицинскому страхованию.
Однако вступление в силу закона предполагается по графику, а вот повышение тарифов - только с января следующего года. Причем на 23 процента. В который не входят новые условия, то есть поправки на износ, а также по выплатам по здоровью, количество которых, по мнению экспертов, увеличатся в сотни, а то и в тысячи раз.
Так вот в связи с этим страховщики направили письмо президенту России, предполагая, что только он сможет разрешить конфликт. Копию письма "РГ" получило от одной из страховых компаний.
В письме говорится о том, что снижение предельного размера износа поврежденного имущества с существующих 80 процентов до 40 потребует полного перерасчета достаточности тарифа. Согласно экспертным оценкам, только это изменение требует повышения тарифа не менее чем на 40 - 60 процентов. Расширение контроля за работой страховщиков с новыми санкциями, позволит лишать любого страховщика лицензии в самые короткие сроки и без участия суда.
Кроме того, как заявляют страховщики, в отличие от предыдущих поправок, эти не согласованы с правительством и экспертным сообществом, а потому могут нанести только вред рынку.
Советник президента ВСС Владимир Клейменов подтвердил факт направления письма президенту РФ, добавив, что в нем изложена позиция ВСС по отношению к сложившейся критической ситуации на рынке ОСАГО. Он также отметил, что письма аналогичного содержания направлены председателю Государственной думы Сергею Нарышкину и первому заместителю председателя правительства Игорю Шувалову.
Действительно, работа страховых компаний вызывает огромное количество нареканий. Набрав в первые годы работы ОСАГО довольно толстую подушку финансовой безопасности, они теперь жалуются на убыточность. Однако надо понимать, что с этой подушкой с рынка ушли довольно крупные страховщики, которые утащили с собой значительную часть пуха. После этого расчет доходов можно начинать заново.
Что касается судебных издержек, то страховщики сами спровоцировали эту ситуацию. Не выплачивая вовремя, надеясь на то, что автомобилисты не будут из-за мелочи связываться, они просто не выплачивали или выплачивали копейки. В итоге даже отдельная специализация появилась - автоюристы. Зачастую они сами мошенничают. Мошенничество заключается не в перекупке прав у пострадавшего. Это разрешено по закону. Мошенничество - в претензиях, которые предъявляются страховой компании. Но если бы страховщики не затягивали с выплатами и платили бы реальные суммы, может такой проблемы не возникло бы? И убытки страховщиков были бы меньше?