17.06.2014 12:09
    Поделиться

    Ярославская область сделала ставку на китайских туристов

    Ярославская область рассчитывает на китайских туристов и активность жителей региона
    В Ярославле рассчитывают сохранить туристический поток на прошлогоднем уровне, когда регион выбрали для отдыха более трех миллионов человек.

    Трудности перевода

    Достичь прежних показателей, правда, будет непросто: специалисты прогнозируют сокращение турпотока в Россию из-за событий на Украине. И как подтверждает руководитель агентства по туризму Ярославской области Юлия Ветошкина, за пять первых месяцев 2014-го в регионе действительно наблюдался небольшой "недобор" иностранных туристов. Так, традиционное соотношение иностранцев и россиян, совершающих речные круизы на теплоходах по Волге, составляет 70 к 30. В этом году процент иностранцев чуть ниже.

    Впрочем, летние месяцы могут ситуацию изменить. Тем более что регион сделал серьезную ставку на китайских туристов. Ярославцы еще в 1996 году подписали соглашение об экономическом сотрудничестве с одной из самых богатых китайских провинций - Гуанчжоу. Два года назад между регионами был подписан протокол о взаимодействии в сфере туризма. А в 2013-м в этом направлении сделан еще один шаг - заключено соглашение между Ростуризмом и правительством Ярославской области о сотрудничестве в реализации соглашения между правительствами РФ и КНР о безвизовых групповых туристических поездках.

    Эксперты считают, что к 2015 году Китай по количеству своих туристов, выбравших для путешествия Россию, может перегнать традиционного лидера - Германию. При этом треть китайского турпотока в Россию составляют именно жители Гуанчжоу и соседних провинций.

    - Интерес к России и конкретно к Ярославской области у китайцев огромный, - поясняет Юлия Ветошкина. - К нашему стенду на прошлогодней выставке в Гуанчжоу протянулась огромная очередь. Сегодня мы работаем с их социальными сетями, и сейчас наш регион присутствует там по максимуму. Кстати, в прошлом году по количеству побывавших у нас туристов Китай занимал уже шестое место после французов, немцев, американцев, итальянцев и голландцев.

    Отметим, что для роста турпотока из Поднебесной есть все основания: недавно открылось авиасообщение по маршруту Гуанчжоу - Москва, что еще сильнее приблизило туристов из этой провинции к Ярославлю.

    - Мы можем забирать тургруппы в столичном аэропорту, сажать их на электричку до Ярославля и размещать в наших отелях. А дальше возить по городам нашей области и в соседние регионы, - делится планами чиновник. - Единственная проблема, которая пока стоит перед российскими регионами в связи с увеличением турпотока из Китая, - нехватка переводчиков. На английском в Гуанчжоу практически не говорят, нужны китайские специалисты, поэтому думаем выйти из положения так: пригласить летом группу студентов из Поднебесной, которые учатся в Москве или Костроме и желают подработать, и организовать для них некую школу экскурсоводов. Заодно сможем лучше изучить интересы китайских гостей.

    Вода на одну мельницу

    Впрочем, при всем внимании к иностранцам основную долю гостей Ярославля составляют, конечно, соотечественники. В основном благодаря россиянам в прошлом году турпоток в регион увеличился больше чем на треть - до трех с лишним миллионов человек. В денежном выражении отрасль сформировала 2,2 процента валового регионального продукта (в 2012-м было 1,9).

    В связи с увеличением турпотока из Китая перед регионами стоит проблема нехватки переводчиков

    По словам Юлии Ветошкиной, свою роль в этом процессе сыграло появление в 2012 году агентства, "заточенного" исключительно на развитие туризма, - этим может похвастаться далеко не каждый регион. И за полтора года туристское сообщество - отельеров, туроператоров, предпринимателей - удалось, что называется, "раскачать". Люди начали креативить, придумывать новые турмаршруты, программы. Так, в этом году ярославцы подали документы в Ростуризм для получения грантов сразу на девять событийных мероприятий. В Переславле-Залесском, где строят курорт "Золотое кольцо", готовится к реализации очередной мега-проект: инвестор намерен возвести здесь "Русский парк" - туркомплекс, посвященный достижениям жителей страны в разных областях знаний. Другие коммерсанты собираются воплотить идею, связанную с уроженцем этих мест Александром Невским. У региона появилась своя "Литературная карта" с указанием ярославских "уголков", имеющих отношение к известным российским писателям.

    - Еще недавно для муниципальных образований была характерна ситуация, когда "каждый за себя" - чиновников интересовали лишь своя программа, свой проект, - отмечает Юлия Ветошкина. - Сейчас все уже понимают, что если ты развиваешь, скажем, Углич, то нельзя не развивать и Мышкин, не думать, что люди поедут и туда. Мы в муниципалитетах проводим активную работу, тренинги, чтобы люди больше напитывались информацией, видели друг друга, понимали, что "льют воду на одну мельницу".

    Тихий омут

    Впрочем, тормозов у российской туриндустрии пока предостаточно. Например, в отличие от других сфер экономики, в развитии этой сферы до сих пор недооценена роль статистики.

    - Сегодня очень многие моменты, касающиеся турбизнеса, органы госстатистики просто не учитывают, - говорит она. - Потому что у них нет такой статьи - "туризм". Мы собираем информацию по гостиницам, музеям, черпаем сведения из социологических опросов, что-то нам дают муниципальные образования. А ведь туризм - это еще и общественное питание, и сопутствующие товары, и многое другое. Мы должны видеть ситуацию в комплексе, чтобы понимать, куда движемся. Особенно это важно для потенциальных инвесторов, которые хотят разместить на территории свой бизнес. Им приходится пользоваться данными из разных источников, каждый из которых считает по-своему, подчас завышая показатели, и проверить это невозможно. Инвестор же должен опираться на внятные данные, особенно если это иностранная компания.

    Схожая проблема касается и потенциальных потребителей - сами ярославцы подчас не имеют представления об интересных событиях, происходящих в соседних городах и селах. Местные СМИ бесплатно публиковать эту информацию отказываются, и в результате на некоторые праздники больше гостей приезжают из других регионов, чем из областного центра. Чтобы исправить положение, ярославцы запустили специальный туристический портал, который пока, правда, работает в тестовом режиме.

    - Как бы ни было важно продвигать наш продукт в других регионах и странах, я все время настаиваю на том, что начинать надо с себя, - отмечает Юлия Ветошкина. - Если человек будет знать, какие интересные объекты турпоказа находятся на его территории, что интересного происходит на его родной земле, он будет как посол доброй воли - расскажет об этом всем друзьям, знакомым, родственникам. В том числе и из других регионов. Так зачастую и формируется турпоток.

    Поделиться