18.06.2014 20:47
    Поделиться

    На Урале мелкие исполнители госзаказа пожаловались на банки

    На Южном Урале сформируют реестр банков, готовых сократить срок рассмотрения заявок от участников торгов до пяти дней. Сегодня на практике он в среднем равен двум неделям.

    Остались не у дел

    По словам общественного представителя уполномоченного по защите прав предпринимателей на Южном Урале Леонида Коваля, свыше 70 процентов представителей МСП сегодня не могут за счет собственных средств гарантировать обеспечение заявки в соответствии с требованиями новой контрактной системы. Даже процент от общей суммы контракта для "малышей" может оказаться весьма существенной тратой, так как в основном эти деньги изымаются из оборота. Если учитывать, что максимальная сумма заказа для малых предприятий не должна превышать 20 миллионов рублей, а обеспечение заявки - двух процентов, то единовременно может потребоваться около 400 тысяч рублей.

    - Основная трудность заключается даже не в обеспечении заявки, а в финансовом обеспечении самого контракта, где иногда необходимо перечислить заказчику до десяти процентов от начальной суммы лота, - говорит Игорь Вахитов, гендиректор компании, занимающейся организацией детского питания в Челябинске. - Если фирма участвует сразу в нескольких конкурсах, то собственных средств, естественно, не хватает. Выход один - обращаться в банки за гарантией, вот тут-то и начинается хождение по мукам.

    В коммерческом банке, где компания Игоря Вахитова обслуживается на протяжении нескольких лет, для согласования гарантии потребовали предоставить полный пакет документов, который должен был рассматриваться в течение 12 дней. При этом на обеспечение заявки в конкурсе отводилось всего десять дней.

    - Какой-то круговорот получается: я должен сначала в банке запросить информацию о своих счетах, чтобы потом в этот же банк предоставить ее для получения гарантии, хотя там изначально располагают всеми данными, - удивлен предприниматель. - Непонятно, почему банки не заинтересованы в ускоренной выдаче гарантий, ведь по сути они отказываются от "легких денег", а бизнесмены вынуждены искать другие варианты обеспечения заявки - изымать средства из оборота, оформлять новые кредиты или вовсе отказываться от участия в конкурсе.

    Игорь Вахитов считает, что постоянным клиентам с положительной репутацией кредитные учреждения могли бы предоставлять гарантию по облегченному варианту, без доскональной проверки финансового здоровья.

    Оградили процентами

    В аппарате бизнес-омбудсмена Челябинской области сейчас заняты проработкой предложения о формировании списка банков, которые готовы сократить срок рассмотрения заявок на получение гарантии или кредита для участников торгов до пяти дней.

    - Банкиры предъявляют с каждым годом все более высокие требования к потенциальным клиентам и зачастую затягивают сроки рассмотрения заявок, - говорит директор по развитию ассоциации электронных торговых площадок Константин Михайленко. - Есть простой выход - воспользоваться отложенной заявкой в условиях ограниченного времени и дефицита оборотных средств.

    Как сообщили "РГ" в главном контрольном управлении Челябинской области, в 2014 году заказчики обязаны производить закупки у МСБ в размере не менее 15 процентов от совокупного годового объема. Кроме того, заказчик обязан включать в контракт, заключаемый с МСП, условие об оплате поставленного товара или выполненной работы не более чем в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке.

    Сито для конкурсантов

    Еще одной преградой, ограничивающей доступ предпринимателей к участию в госзакупках, стало отсутствие четких требований к заказчикам по оформлению типовой заявки, что влечет за собой некорректные "пожелания", значительно сужающие круг участников торгов.

    В одной челябинской компании, которая занимается разработкой документации в сфере промышленной, пожарной и антитеррористической безопасности, за годы участия в госзакупках накопилась увесистая папка "экзотики" - примеров наиболее нелепых и неграмотных лотов, которые были размещены на федеральном портале.

    - К примеру, ранее от предприятий требовали планы ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС), однако год назад этот документ был отменен, тем не менее многие компании до сих пор заказывают его разработку, - говорит директор инженерного центра Владимир Марус. - Получается, они просят меня как потенциального исполнителя сделать то, чего уже не существует.

    Порой заказчики хотят, чтобы документы, не являющиеся обязательными, разрабатывали исключительно аттестованные эксперты. Требуют сертификаты, благодарственные письма и грамоты, а если у компании таковых нет - фильтр не пройден. Иногда встречаются уж совсем абстрактные формулировки: "обязательно наличие гражданской правовой ответственности".

    - Представляете, какое количество потенциальных участников торгов этими надуманными условиями ежедневно отсекается? - говорит Владимир Марус. - В основном "дополнения" делаются под конкретную компанию, в выигрыше которой есть свой большой интерес. По каждому непонятному требованию мы вынуждены обращаться с официальным запросом к заказчику, тот обязан в течение суток предоставить разъяснения. Приходится также направлять жалобы в УФАС, жаль времени, потраченного не на увеличение прибыли, а на разбирательства с заказчиками. Я считаю, что их ответственность за некорректное оформление конкурсной документации нужно закрепить законодательно на федеральном уровне.

    Поделиться