Широкая украинская общественность так и не узнала полный состав участников этой встречи со стороны Донбасса - украинские СМИ фокусировались не на персоналиях, а исключительно на плане президента. Хотя о том, кто приглашен в администрацию президента за круглый стол и кому этот приглашенный верой и правдой служит, можно было догадаться по одновременно вышедшему обращению Рината Ахметова с призывом к всеобщему "мирному урегулированию".
Так или иначе, распечатанный план, целиком уместившийся на стандартном листе, попал в объективы фотокамер, и теперь есть возможность оценить его качество и реалистичность.
Всего в плане 14 пунктов, весьма общих и не детализированных. Начнем с первого.
1."Гарантии безопасности для всех участников переговоров".
Это, пожалуй, единственный пункт, за исполнение которого Петр Порошенко может ручаться. Правда, для этого нужно сначала понять, с кем и где он собирается вести переговоры, а также кто будет посредником, наблюдателем и международным гарантом урегулирования. Поскольку никаких намеков на сей счет в мирном плане Порошенко не содержится, аудитории предложено догадываться и трактовать план по-своему.
Ведь одно дело собрать в администрации президента олигархов и назначенных из Киева чиновников, другое - поехать на Донбасс, как он это и обещал после избрания, и общаться с населением и лидерами самопровозглашенных республик, включая их военных лидеров. Но в этом случае гарантии безопасности должны будут давать уже они.
Сами же ополченцы от переговоров с Порошенко отказываются, апеллируя к своему боевому опыту: говорят, что стрелять в парламентеров - обычная практика "национальной гвардии". Можно вспомнить и о том, что нынешние киевские переговорщики не смогли или не захотели обеспечить безопасность Виктора Януковича после того, как он 22 февраля согласился на все их условия, хотя безопасность и неприкосновенность ему тоже гарантировали.
Следовательно, поскольку население Донбасса и руководители сопротивления в картине мира украинского президента по-прежнему являются "сепаратистами", "террористами", "наемниками" и "шпионами", а украинская армия продолжает убивать мирное население, практические итоги этих переговоров несложно предсказать.
2."Освобождение от уголовной ответственности тех, кто сложил оружие и не совершил тяжких преступлений"
Судя по тому, что даже за невоенную помощь ополченцам Верховная Рада накануне установила уголовное наказание вплоть до 10 лет лишения свободы, совершившими тяжкие преступления может считаться все взрослое население Донбасса, к примеру, тех, кто проголосовал за суверенитет на референдуме 11-го мая. К тому же, для выяснения обстоятельств того, кто и что совершил, Киев действительно собирается провести полную "фильтрацию" восьмимиллионного региона. О том, насколько сегодня Донецк и Луганск могут верить Киеву, - вопрос риторический.
3."Освобождение заложников"
Поскольку переговоры предполагают взаимность, этот пункт, вероятно, предполагает и освобождение всех сотен задержанных Службой безопасности по всей Украине "сепаратистов", пребывающих фактически в заложниках. Их имена известны. Список же "донбасских заложников" Киевом не опубликован, и, значит, говорить не о чем.
Если же под "заложниками" Порошенко понимаются военнопленные, то для их освобождения Киев официально должен признать себя воюющей стороной. Причем, воюющей против собственного народа.
4. "Создание 10-километровой буферной зоны на украинско-российской государственной границе. Вывод незаконных вооруженных формирований"
"Буферная зона на границе" - новое слово в дипломатии. Этим пунктом Порошенко признает, что границы на востоке у Украины нет, и это отсутствие нужно чем-то заменить. Какого рода буферную зону видит себе Порошенко, доподлинно неизвестно. Но если речь идет о зоне демилитаризованной, то для создания чего-то подобного на Донбассе, верховный главнокомандующий Украины должен сначала отозвать оттуда разномастные карательные отряды, вроде уже сильно потрепанного батальона "Айдар", чья законность более чем сомнительна.
Такие обязательства Порошенко на себя брать категорически не может. Потому что все эти "донбассы", "айдары", "днепры" и "крымы" сразу после отзыва с Донбасса окажутся в Киеве, на "евромайдане".
5. "Гарантированный коридор для выхода российских и украинских наемников"
Чтобы создать коридор, нужно создать буферную зону, чтобы создать буферную зону, нужно, чтобы на это согласились ополченцы. Принудить их, судя по образу действий Порошенко, можно только бомбардировками по площадям, на которых живут их старики, женщины и дети.
6. "Разоружение"
Коротко, как будто ясно и при этом совершенно непонятно. Например, сразу возникает вопрос, кто первым должен начать разоружение. На Донбассе полагают, что сначала Порошенко и компании нужно отобрать оружие у пестуемого ими "поколения майдана", сменившего биту на АКМ, и приехавшего на Донбасс устанавливать "украинский порядок".
7. "Создание в структуре МВД подразделений для осуществления совместного патрулирования"
Кто, что и совместно с кем будет патрулировать, украинский президент не уточняет. Еще один лишенный смысла пункт мирного плана, как, впрочем, и два следующих:
8. "Освобождение незаконно удерживаемых административных зданий в Луганской и Донецкой областях"
9. "Возобновление деятельности местных органов власти"
Органы местной власти на Донбассе как раз работают, что доказывает пример мэра Донецка Александра Лукьянченко. Правда, работающие в административных зданиях местные органы власти вместе с людьми порой расстреливаются ракетами украинских штурмовиков.
10. Возобновление центрального теле- и радиовещания в Донецкой и Луганской областях.
О встречном обязательстве возобновить вещание российских каналов на территории Украины в плане Порошенко не сказано ни слова. В нем в принципе нет встречных обязательств.
11. "Децентрализация власти путем избрания исполкомов. Защита русского языка - проект изменений в Конституцию"
Проекта "языковых" изменений в Конституцию Порошенко не представил, поэтому нет и предмета для обсуждения. Но нужно помнить, что закон о языковой политике на Украине утратил силу еще в марте.
12. "Согласование губернаторов до выборов с представителями Донбасса (при условии согласования единой кандидатуры, при разногласиях решение принимает президент)"
Один из немногих пунктов, где Порошенко конкретен. Теперь понятно, каким образом президент, объявивший о "децентрализации", обязательным условием которой является выборность губернаторов, намерен сохранить влияние Киева на региональные элиты: он определил себе на этих выборах некое "право первой ночи". Впрочем, от децентрализации де-юре сегодняшняя Украина так же далека, как и от гражданского мира. Децентрализация происходит де-факто, на фоне гражданской войны.
13. "Досрочные местные и парламентские выборы".
Это персональная "фишка" Порошенко во внутриполитической игре, и частью плана по примирению Донбасса не может быть по определению.
14. "Программа создания рабочих мест в регионе".
Работы на Донбассе действительно много. Нужно восстанавливать то, что разрушено украинскими "миротворцами". Кто, и за чьи деньги это будет делать, Порошенко не конкретизирует. Но обещает дополнительно оставлять в регионах 25% налога на прибыль. В сущности, это подачка: даже по черновым прикидкам четверть дохода на прибыль всего на 7% увеличит бюджет той же Луганской области.
Порошенко также обещал выделить 1,5 миллиарда евро в некий фонд создания рабочих мест на Донбассе. И если под этим понимается сумма репараций самопровозглашенным республикам, то она, вероятно, может обсуждаться.
На этом весьма абстрактный мирный план Порошенко заканчивается, и можно сказать о том, чего в нем нет. В нем нет обещания разоружить карательные батальоны и наказать их участников, совершивших военные преступления. Нет и обязательства расследовать преступления против человечности в Одессе, Мариуполе, Луганске, Славянске, Счастье, Красном Лимане при участии представителей республик и международных экспертов. Наконец, в нем нет гарантии прекращения огня в одностороннем порядке для обеспечения начала переговоров с восставшими областями. Хотя именно с этого любой мирный план и должен начинаться.
Президент России Владимир Путин считает важным, чтобы на базе перемирия на Украине возник диалог между всеми сторонами конфликта. "Важно, чтобы на базе перемирия возник диалог между всеми противоборствующими сторонами, с тем чтобы найти приемлемый для всех компромисс, с тем чтобы люди, проживающие на юго-востоке Украины, безусловно, чувствовали, что они являются неотъемлемой частью этой страны, что они обладают всеми правами граждан государства и эти права в том числе гарантированы основным законом страны - Конституцией", - сказал президент в воскресенье после возложения венка к Вечному огню у Могилы Неизвестного Солдата в Александровском саду в Москве. Он отметил, что необходимо начать предметный и содержательный диалог. "В этом залог успеха. К сожалению, то, что мы фиксируем с помощью объективных средств контроля, говорит о том, что боевые действия не прекращаются. И сегодня ночью мы видели достаточно активную работу артиллерии с украинской стороны. Я не берусь сказать, кто это делает, то ли это регулярная армия, то ли это так называемые вооруженные формирования каких-то правых сил. Но это происходит. Нужно добиться того, чтобы все боевые действия были прекращены", - заключил президент РФ.
Накануне на сайте Кремля появилось специальное заявление, посвященное мирному урегулированию ситуации на Украине. "Владимир Путин поддерживает решение президента Украины Петра Порошенко о прекращении огня на юго-востоке Украины, а также объявленное им намерение предпринять ряд конкретных шагов для достижения мирного урегулирования", говорится в заявлении Кремля. Вместе с тем глава Российского государства обращает внимание на то, что "предложенный план без практических действий, направленных на начало переговорного процесса, не будет жизнеспособным и реалистичным". Как подчеркивается в заявлении, "Владимир Путин считает недопустимой ситуацию, когда уже после приказа о прекращении огня в результате продолжающегося противоборства с украинской стороны на территорию России попадают и взрываются боеприпасы, что наносит не только имущественный ущерб, но и подвергает опасности жизнь и здоровье наших граждан". "Объявленный мирный план Петра Порошенко не должен носить характер ультиматума ополченцам. Возможность, которая открывается с прекращением боевых действий, должна быть использована для начала конструктивных переговоров и достижения политических компромиссов между противоборствующими сторонами на востоке Украины", сказано в документе. "Президент России призывает конфликтующие стороны прекратить любые боевые действия и сесть за стол переговоров".
Подготовил Юрий Политов
Представитель управления Верховного комиссара ООН Баиса Вак-Войя побывал в Ростове-на Дону, где поговорил с украинскими беженцами. На этой встрече он, в частности, заявил:
- Я знаю, что вы приехали не на каникулы, а были вынуждены покинуть свои дома. Мы знаем, почему вы находитесь тут. Мы представим отчет Верховному комиссару ООН, в котором будет отражена реальная оказываемая людям помощь. Я вижу в первый раз, чтобы на границе государство так хорошо самостоятельно организовало прием для иностранцев. Я 22 года работаю в ООН и раньше такого не видел. Государство взяло на себя обязательства обеспечивать (беженцев) всем, включая Интернет и выдачу SIM-карт. Все это было сделано без вмешательства международных организаций и сообществ. Местные власти, отвечающие за разные направления, занимаются вопросами размещения украинских беженцев от сердца и от души. Чиновники доказали, что они хорошо заботятся о вас.