Россия идет в общем курсе развития вооружений и военной техники. Причем уровень отечественных изделий военного назначения соответствует требованиям времени.
Впервые мы привезли на подобный салон инженерные роботизированные комплексы, которые катались недалеко от стенда Ковровского электромеханического завода, который их и показывал. Один раз даже произошел настоящий поединок между небольшим роботом специального назначения и боевой машиной огневой поддержки "Терминатор". По размерами они были почти равны, и их игривое бодание собрало довольно много зрителей.
Центральный НИИ точного машиностроения впервые устроил мировую презентацию боевой экипировки солдата будущего, которая создается по теме "Ратник". Показ произвел впечатление на специалистов. Оказалось, что бронезащита нашего воина будет понадежнее американского и легче. Разработчики со всех стран подходили к выставленной бронепластине, на которой с одной стороны зияли входные пулевые отверстия, а с другой - ни одной дырки. Стреляли по пластине из винтовки СВД с расстояния десять метров бронебойно-зажигательными пулями десять раз. По словам экспертов, такую плотность огня не может выдержать ни один зарубежный материал - он будет просто разорван. Мы же сделали всю защиту собственными силами, не используя никаких импортных компонентов. Кстати, и электронная начинка боевой экипировки также создана на основе отечественной элементной базы. "Ратник" поступает на вооружение Российской армии с 2012 года.
Вполне возможно, после показа во Франции появятся и зарубежные заказчики. Во всяком случае, руководство ЦНИИТОЧМАШ вело на "Евросатори-2014" очень активные переговоры. Большой интерес был проявлен к российскому стрелковому оружию. "Калашников" впервые выступал за рубежом как концерн и показал всю линейку выпускаемого стрелкового оружия, в том числе автоматы сотой серии и гражданское оружие, рассчитанное на спортсменов и охотников. Рядом же находился стенд тульских оружейников, к которому постоянно подходила какая-нибудь зарубежная военная делегация. И это несмотря на то, что, как стало известно, американцы чуть ли не в ультимативной форме потребовали от партнеров по НАТО российскую экспозицию игнорировать. А как нашу страну проигнорируешь, если европейцы почти два десятка лет выстраивали свои отношения с военными и оборонно-промышленным комплексом России?
Мировой рынок вооружений весьма насыщен. Европейские страны настолько завалены вооружением, что их армии стали активно сокращать закупки чего-то нового. А вот Россия, державшая, что не секрет, собственную оборонку и Вооруженные силы долгие годы на голодном пайке, сейчас, наоборот, активно переоснащает армию, авиацию и флот новой техникой. Европейцы имели шанс войти в наш рынок предметов военного назначения и неплохо заработать. Не случайно, наверное, на прошлогодней выставке вооружений и военной техники в Нижнем Тагиле французы выставили натурные образцы бронемашин, различных электронных устройств, привезли массу рекламной продукции на русском языке. Прошли переговоры по созданию совместных предприятий и совместных проектов боевой техники. А сейчас неясно, будет какое-то развитие или Европа пойдет на поводу у США.
Тем не менее руководство Уралвагонзавода - на салон "Евросатори-2014" приезжал гендиректор корпорации УВЗ Олег Сиенко - вело интенсивные переговоры с европейскими партнерами и заказчиками нашей бронетехники из многих стран мира. С европейцами были достигнуты определенные соглашения и ситуация во многом прояснилась, хотя никаких подробностей проведенных переговоров Сиенко журналистам не раскрыл - об этом очень просили европейцы.
В отличие от прошлых лет, на "Евросатори-2014" наша бронетехника в виде машин не показывалась. УВЗ ограничился макетами. И сосредоточился на модернизационных проектах ранее выпускавшихся машин. Один из самых интересных - переоборудование танка Т-72 в машину огневой поддержки "Терминатор-2".
Кстати сказать, модернизацией советско-российской бронетехники, эксплуатирующейся за рубежом, в мире занимаются очень активно. Не так уж и давно из уст высокопоставленных военных родного Минобороны раздавалась настоящая хула в адрес своих же бронетранспортеров, боевых машин пехоты и даже танков. Мол, все, что имеется сейчас в арсеналах давно устарело, требует немедленного списания и переплавки. А вот одна из британских компаний, специализирующаяся на модернизации любой бронетехники, провела полный апгрейд БТР-80. У машины срезали верхнюю броню и сделали новую крышу, что позволило установить более мощное вооружение в абсолютно новой башне. Поменяли всю начинку машины. Усилили бронезащиту. И БТР-80 стал смотреться совсем иначе - более грозно и современно. Причем не только смотреться, возросли его боевые характеристики. Интересно, что эти бронетранспортеры популярны в мире не меньше танков Т-72, и расчетливые британцы не зря выставили на "Евросатори-2014" свою версию БТР-80.
Словаки провели полную модернизацию БМП-2. Внешне машина, названная почему-то "Шакал", изменилась полностью. Узнать основу даже специалисты могут лишь по сохранившейся ходовой части, которая почти вся закрыта защитным экраном. А израильтяне на базе БМП-2 совместно с чехами создали уже свою версию BMP-M2-EXCALIBUR и тоже показали ее на выставке. Получилась очень интересная боевая машина пехоты, мало похожая на оригинал.
Израильская экспозиция была одной из самых интересных. Внимание привлекли новая патрульная машина COMBATGUARD, имевшая какой-то пугающе-футуристический вид, и патрульная машина-робот. В Израиле давно выпускают одни из лучших беспилотников, делают небольшие роботизированные патрульные катера, теперь вот создали и робот-автомобиль.
Международная компания STREIT GROUP со штаб-квартирой в Канаде специализируется на производстве хорошо защищенной колесной бронетехники различного назначения. На салоне "Евросатори-2014" эта компания показала две интересные новинки. Бронеавтомобиль WARRIOR, оснащенный белорусским противотанковым ракетным комплексом "Шершень-Д". И бронеавтомобиль VARAN c украинским боевым модулем "Сармат". Представители STREIT GROUP заявили, что уже имеют заказы на поставки этих машин, правда, не уточнили, куда. Если украинский модуль "Сармат" выбран, скорее, из политических соображений, то белорусский - исключительно по высоким боевым характеристикам и относительно низкой стоимости.
Постоянных участников салонов "Евросатори" удивили немцы. Они показали ряд интересных модернизационных проектов хорошо зарекомендовавшей себя бронетехники, в том числе танк MBT Revolution, который переименовали в MBT Evolution. Несколько лет назад "революционный танк" стал сенсацией "Евросатори". Но при ближайшем рассмотрении он оказался не таким уж и революционным. Скорее, это была максимально затюнингованная версия "Леопарда-2". Так что превращение "революции" в "эволюцию" более соответствует сути бронетанкового модернизационного проекта.
Итальянцы выставили новые версии колесных боевых машин различного назначения. На "Евросатори-2012" начальнику Генштаба Российской армии Николаю Макарову приглянулся итальянский колесный танк "Кентавр". Настолько приглянулся, что было достигнуто соглашение об испытании тяжелых колесных бронемашин в условиях России на предмет их дальнейшего приобретения. Итальянцы к столь заманчивому предложению отнеслись как-то легкомысленно и отправили на испытания "Кентавры", созданные для климатических условий Африки. Пока улаживали все формальности, пока доставляли машины из Италии в Россию, у нас наступила зима, и ударили морозы. "Кентавры", рассчитанные на африканскую жару, элементарно замерзли. Испытания провалились, а тут и Макарова вместе с Сердюковым отправили в отставку. В этот раз высокопоставленные армейские чиновники из России на выставку не приезжали, поэтому предложений по испытаниям и закупкам какой-то зарубежной бронетехники не выдвигалось - просто некому было.
На всех выставках "Евросатори", в том числе, и на прошедшей, специалистам-оборонщикам было что увидеть и оценить. И в этой связи хотелось бы сделать одно замечание. Много говорится о поднятии престижа профессии инженера и конструктора. И раз так сложилось, что санкции закрыли путь в Париж многим начальникам, можно было бы отправить на оружейный салон вместо них молодых специалистов из той же Тулы или Нижнего Тагила, из других городов, где есть предприятия оборонки. Вот китайцы возят на подобные салоны толпы молодых людей с фотоаппаратами и видеокамерами, которые снимают военно-технические новинки со всех возможных ракурсов. Надо думать, не для того, чтобы разместить собственные "фотошедевры" в социальных сетях. У нас же, наверное, отправка молодого конструктора во Францию считается непозволительной роскошью и баловством. Вспомним историю. Совсем небогатый еще Советский Союз находил в тридцатые годы деньги для отправки на учебу и стажировку в ведущие западные военно-промышленные корпорации совсем молодых технических специалистов. Тогда это считалось очень правильным вложением очень ограниченных валютных резервов. А сейчас?
В июле состоится крупнейший международный авиасалон в Фарнборо. Российские авиастроители готовятся к нему очень тщательно. Ведь в авиастроении наша кооперация с ведущими мировыми производителями авиатехники и двигателей уже сложилась и продолжает расширяться. Будем надеяться, что никакие санкции нам не помешают показать свой авиационный товар в лучшем виде. А в Париже осенью пройдет международный военно-морской салон, на котором станет окончательно ясно, будем мы развивать совместные военно-морские проекты с Европой или нет. Как говорится, поживем - увидим.