Если говорить о продуктах для путешествий, то наиболее популярны сейчас не многочисленные сервисы по покупке авиа-, автобусных и железнодорожных билетов, а картографические приложения с поддержкой карт оффлайн, загружаемых в память смартфона или планшета. "И это понятно: в поездке на Wi-Fi рассчитывать не стоит, а используя сотовую сеть, придется выбирать между роуминговым тарифом и местным, зачастую не самым выгодным для туриста, - рассказывает Дмитрий Окунев, руководитель мобильных проектов. - Если хочется еще и навигацию - есть решения от крупнейших навигационных компаний вроде Tom Tom, Навител, но на такие приложения придется раскошелиться".
Большую популярность сегодня получают локальные путеводители - по определенным странам или городам. "Что касается билетных сервисов на смартфонах, то они хоть и популярны, но со своими настольными версиями пока не соперничают", - говорит Окунев.
Заметный тренд - приложения-"советчики", содержащие в себе информацию по всем окружающим путешественника объектам, будь то парки, рестораны или автобусные остановки. Создатели известного приложения Foursquare, предложившего "чекины" - возможность заявить о том, где вы сейчас находитесь - даже решили отказаться от чекинов, выделив их в отдельное приложение. Основным сервисом они делают именно рекомендации - можно прочитать отзывы людей обо всем, что находится вокруг, добавить свое мнение, поделиться фотографиями, оценить кухню - в общем, оставить свой виртуальный след в истории понравившегося места.
По словам основателя сервиса OnlineTur.ru Андрея Бородина оффлайн приложения для путешествий предлагают широкие возможности по использованию оборудования телефона. Например, приложения типа "фонарик" превращают вспышку для камеры на вашем телефоне в фонарик или маячок.
Универсального портрета пользователя мобильного приложения сегодня нет. "Школьники пользуются Google Maps и активно "чекинятся", молодые пары ставят путеводители по городам свадебного путешествия, путешественники пользуются дорогими навигационными пакетами. В принципе, любой пользователь смартфона, а их количество все время растет, - потенциальный потребитель такого приложения, потому что ставятся они обычно по факту необходимости", - говорит Окунев. А вот по мнению генерального директора и сооснователя GetShopApp Шарифа Кармо, портрет пользователя смартфона сильно зависит от платформы аппарата: "Если мы говорим про iOS, то это очень платежеспособная аудитория, довольно зрелая по возрасту, с устоявшимися вкусами. Говорить про Android довольно трудно, на рынке огромное количество смартфонов разного уровня, да и доля рынка Android смартфонов растет в основном за счет бюджетных устройств".
По мнению экспертов, рост количества мобильных приложений для туристов оказывает серьезное влияние на бизнес компаний, так или иначе причастных к индустрии путешествий. "Приложения начинают играть серьезную роль во всех отраслях, если смотреть конкретно на туризм, то крупнейшие игроки вроде Booking.com, Kayak, Expedia, AirBnB уже давно имеют десятки процентов своих продаж из мобильных приложений", - говорит Шариф Кармо.
Действительно, гораздо удобнее подобрать максимально дешевый билет с проживанием в несколько нажатий пальцем, чем названивать в десятки компаний в поисках максимально выгодного предложения, под которое все равно придется подстраиваться. "Не удивлюсь, если следующим большим проектом такого рода станет нечто универсальное, что позволит распланировать, оформить и оплатить всю поездку из одного единственного интерфейса", - говорит Дмитрий Окунев.