В правительстве напоминают, что важнейшим сектором занятости населения и производства доходов в предстоящие 15 лет будут базовые отрасли промышленности, где Россия обладает значительными конкурентными преимуществами. "Однако именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности", - сказано в сообщении. Именно поэтому и понадобился этот масштабный проект.
Документ закрепляет весь спектр мер поддержки российских отраслей промышленности, о которых уже на протяжении многих месяцев говорил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Это и ограничение госзакупок иностранной техники, и существенное снижение процентных ставок по кредитам для эффективных предприятий, и специальные десятилетние контракты для инвесторов, защищающие от возможного ухудшения налогового климата, и создание фондов поддержки отдельных субъектов промышленности, которые будут финансироваться из федерального бюджета, и так далее.
"Законопроект не предусматривает закрытого перечня мер стимулирования промышленной деятельности, а устанавливает либо особенности применения уже существующих мер стимулирования (например, особенности предоставления субсидий), либо новые, не предусмотренные действующим законодательством, меры. Например, субсидии на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства, займы фондов развития отраслей промышленности, заключение специальных инвестиционных контрактов", - сказано в сообщении пресс-службы правительства.
Особой мерой стимулирования промышленной деятельности станет так называемый специальный инвестиционный контракт, который будет заключаться между Российской Федерацией в лице уполномоченного органа и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции в России и иные обязательства социально-экономического характера.
Дмитрий Терентьев, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры»":
- Суть понятия "специальный инвестиционный контракт" сводится к следующему: государство предоставит инвесторам льготы по налогам и сборам, по арендной плате за землю или аренде иного имущества, льготные тарифы на энергоносители и коммунальные услуги, квоты на использование ресурсов и другие преференции. Эти привилегии гарантируются на весь срок действия контракта, но не более десяти лет.
Законопроект предусматривает, что такие договоры могут заключаться по конкретным направлениям: это создание и освоение производства, не имеющего аналогов в России, развитие приоритетных отраслей промышленности РФ, внедрение передовых и критических технологий, создание высокопроизводительных рабочих мест, создание объектов промышленной и социальной инфраструктуры.
Даже при условии ужесточения законодательства РФ, — увеличения налогов, тарифов и так далее, — на инвесторов они распространяться не будут. Правда, это не касается законов, принятых во исполнение международных обязательств, — перед ними будут равны все, включая "льготников". В случае расторжения контракта по вине инвестора, последний обязан будет возместить РФ убытки, в том числе в виде неполученных налогов, платежей, тарифов. То есть последует полная отмена льгот и доначисление всего причитающегося государству без учета таких преференций.
Комментарий подготовила Ольга Бухарова.