Планируется, что этот документ послужит гарантией оплаты вагонов, которые будут поступать в столицу в 2016-2023 годах по контракту жизненного цикла. Часть субсидий будет целевым образом "отписана" на платежи по КЖЦ, рассказали "РГ" в компании, которая занимается финансовым консультированием дептранса при подготовке конкурса.
Тендер на поставку 1500 вагонов планируется объявить также в июле, начальная цена контракта составит около 250 млрд рублей. За эти деньги производитель должен будет не только изготовить вагоны, но и следить за их техническим состоянием в течение 30 лет.
Ранее СМИ сообщили о том, что банки не хотят выдавать производителям кредит на строительство вагонов, сомневаясь в платежеспособности ГУП "Московский метрополитен", который выступает заказчиком на тендере. Как пояснили "РГ" финансовые консультанты, ежегодный размер субсидий составит 26-30 млрд рублей. Примерно такую сумму метрополитен получает из бюджета и сейчас, а документ должен гарантировать субсидии на 15 лет вперед - именно столько времени будет выплачиваться кредит за сами вагоны. Вторые 15 лет метрополитен будет платить производителю только за сервис.
Слишком низкой банки считают и закладываемую в контракт процентную ставку по кредиту - 8-9%.
- Мы проводим конкурс не среди банков, а среди производителей - кто из них сможет снизить процентную ставку за счет внутренних резервов, преференций от своих поставщиков и так далее, сформировать лучшее предложение и поставлять метрополитену готовые к использованию вагоны, - подчеркнул Булатов.
Кроме того, в контракте будет заложено условие по локализации производства на территории РФ на уровне 70% - такое требование выдвинул Минпромторг РФ. По словам Булатова, практически все производители, проявлявшие интерес к конкурсу, подтвердили свою возможность выйти на соответствие этому критерию в течение трех лет. Напомним, условиями конкурса интересовались, помимо российских, крупнейшие французские, канадские, чешские, немецкие, испанские и южнокорейские производители.
Стоимость одного вагона составит 64 млн рублей, примерно во столько же обойдется и его сервис. Что получит московский пассажир за эти деньги?
- Это будет принципиально новый подвижной состав, аналогов которого до сих пор не было в метрополитене, - пояснил "РГ" генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. По его словам, в контракте ужесточены требования по уровню шума, прописана возможность сквозного прохода по составу, а в головных вагонах предусмотрены места для инвалидов. Двери в вагон будут шире - не мене 140 см (для сравнения - сейчас в вагонах ширина дверей составляет 125 см), чтобы вход-выход мог проходить быстрее. В целом вместимость новых поездов будет точно не меньше, чем нынешних.
- При это надо не забывать, что габариты поезда остаются прежними: они ограничены шириной тоннеля, длиной платформ и так далее, - говорит эксперт.
Еще одно отличие новых поездов в том, что электродвигатели будут устанавливаться не на каждом вагоне, что должно существенно удешевить производство. По словам Юрия Саакяна, это станет возможным потому, что поезда из новых вагонов будут формироваться на постоянной основе, перецеплять вагоны от состава к составу не понадобится.
Кстати
2800 вагонов потребуется московскому метро до 2023 года (к 2020-му планируется построить 150 км линий и 70 станций). Конкурс на поставку 832 вагонов 760-й серии был отыгран в начале этого года, подвижной состав по нему будет поступать в подземку в 2014-16 годах. Оставшиеся поставки будут разыгрываться на конкурсах, которые будут объявлять с оглядкой на ход строительства новых линий и станций - чтобы купленные вагоны было где держать и эксплуатировать.