25.06.2014 20:48
Рубрика: Дороги

Смоленская область сократит программу дорожных работ

Текст: Дмитрий Раичев (Смоленск)
Власти Смоленской области намерены сократить объем дорожного фонда на 600-800 миллионов рублей, поскольку объем поступления акцизов оказался меньше запланированного.

Запланированный в бюджете Смоленской области на 2014 год объем дорожного фонда составляет 3,94 миллиарда рублей. Это меньше, чем в предыдущие годы (в 2012 году дорожный фонд составлял 4,17 миллиарда рублей, в 2013-м - 4,6 миллиарда рублей), на деле же в администрации региона пришли к выводу, что и эту сумму собрать удастся вряд ли.

- Эта проблема уже поднималась в Минфине, и касается она не только Смоленской области, - сообщил вице-губернатор Игорь Скобелев. - Основным источником формирования дорожного фонда являются акцизы на нефтепродукты. Есть плановые показатели, которые учтены при формировании регионального бюджета на 2014 год - в соответствии с ними, объем дорожного фонда должен составить чуть менее четырех миллиардов рублей. На деле, проанализировав темпы поступления акцизов в первом полугодии, можно предположить, что их реальный объем окажется на 600-800 миллионов рублей меньше планового.

Складывается достаточно тревожная ситуация: если оставить все, как есть, и приступить к реализации намеченных на этот год дорожных работ, может оказаться, что рассчитаться с подрядчиками нечем. Еще больше ее усложняет появившееся в этом году новшество - муниципальные дорожные фонды, в которые направляется 10 процентов поступивших в регион акцизов (их общий объем - 380 миллионов рублей). В районах Смоленщины есть собственные программы дорожных работ, исполнение которых также оказалось под угрозой. В этой связи власти региона приняли решение сократить запланированный объем дорожного фонда, внести коррективы в ремонтную программу и дать соответствующие рекомендации органам местного самоуправления.

Недостаток денег, по мнению специалистов, связан с введением нового технического регламента Таможенного союза, в соответствии с которым в прошлом году в России прекратился оборот бензина и дизельного топлива класса ниже "Евро-3". Акцизы на запрещенное топливо гораздо выше, чем на высококачественное, так что их общий объем, разумеется, сократился. Правительство рассматривает вопрос о компенсации потерь - по одному из вариантов, за счет налога на доходы полезных ископаемых, но решение пока не принято.

Между тем, до 2022 года темпы дорожного строительства в стране должны удвоиться: в соответствии с поручением президента, за это время необходимо построить около 50 тысяч километров автодорог, в том числе федеральных - 7,6 тысяч километров, региональных и муниципальных - 42 тысячи километров. Выполнить поставленную задачу в прошлом году регионы не сумели: в 2013 году введено в эксплуатацию 2,3 тысячи километров региональных дорог, что на 40 процентов меньше необходимого. В число отстающих попали сразу несколько регионов ЦФО: Ивановская, Липецкая, Рязанская, Тверская, Тульская области, и все жалуются на нехватку средств.

В Смоленской области, как сообщил начальник регионального департамента по промышленности, транспорту и дорожному хозяйству Владимир Шукалов, в прошлом году было отремонтировано около 80 километров автодорог. О строительстве новых магистралей в регионе не думают:

- Обладая компактной территорией, Смоленская область обладает очень протяженной сетью автодорог - свыше 8,3 тысяч километров, - говорит Владимир Шукалов. - Самым тяжелым периодом для отрасли были годы с 2005 по 2011 год, когда дорожный фонд не формировался: финансирование по остаточному принципу, мизерный объем ремонтов, полный износ техники… С возрождением дорожного фонда финансирование увеличилось в разы, стало возможно планировать ремонтные работы, оснащать предприятия современной дорожной техникой, внедрять новые технологии. В этом году на ремонт дорожной сети - участков дорог, искусственных сооружений и так далее - планировалось направить 744 миллиона рублей, 1,3 миллиарда рублей - на содержание. На строительство выделяются минимальные средства, поскольку главная для нас беда - не отсутствие дорог, а износ существующей сети. Строилась она десятки лет назад с расчетом на автомобили, которые не идут ни в какое сравнение с современными, и на нагрузку, которая с тех пор возросла в разы, каждый год - почти на 15 процентов!