Сибирские дилеры начали закрывать автосалоны

Падение рынка новых авто, которое началось еще в ноябре 2012-го, не прекращается. По последним данным "Автостата", в первом квартале этого года продажи в Сибири снизились на одиннадцать процентов (против двух процентов в среднем по стране). Отдельные дилеры уже начали закрывать автосалоны.

Процент за процентом

Среди регионов СФО наиболее драматично ситуация складывается в Новосибирске (падение - на рекордные 38 процентов). Значительно сократились продажи в Кемерове (на 25 процентов) и Томске (на 22). Меньше всего пострадал бизнес в Иркутске (минус три процента) и Омске (минус два), однако в последнем ситуация в значительной степени объясняется эффектом "низкой базы".

В количественном выражении среди городов Сибири лидирует Красноярск, на который пришлось 19,4 процента всех продаж в СФО, за ним следуют Новосибирск (16,6) и Кемерово (13). Интересно, что трендом последних лет становится проникновение автодилеров в небольшие города макрорегиона на фоне стремительного насыщения рынка крупных и средних городов.

Так, вместо того, чтобы, к примеру, строить в Красноярске третий салон того или иного популярного бренда или второй дилерский центр неходового, компании все чаще предпочитают заходить в небольшие города. Например, красноярская ГК "Крепость" активно осваивает столицу Республики Хакасия - Абакан, а новосибирская ГК "МАКС Моторс", развиваясь преимущественно в родном мегаполисе, неожиданно в прошлом году зашла в город Белово Кемеровской области. В дальнейшем, по мнению аналитиков, можно ожидать еще большего проникновения автодилеров в небольшие города Сибири.

Заветная "десятка"

Итоги первого квартала проводят четкую границу между спросом на разные категории автомобилей. Так, несмотря на общее падение рынка, японским автобрендам удалось нарастить продажи в Сибири на четырнадцать процентов. Корейские автопроизводители, напротив, ослабили позиции (минус 22 процента). А лучше всего в условиях кризиса чувствуют себя китайские производители. В совокупности им удалось увеличить свои продажи в регионе почти на треть, что является ярким показателем изменения структуры потребительского спроса.

Говоря о конкретных производителях, в первую очередь, стоит упомянуть "АвтоВАЗ". Отечественный гигант занимает первое место по продажам в СФО с большим отрывом от конкурентов. Почти треть всех продаж пришлась на модель Granta, за которой следуют Kalina и Priora. Однако поводов почивать на лаврах нет: продажи тольяттинских автомобилей за год упали на тридцать процентов. При этом пока в большинстве регионов СФО Lada традиционно занимает первое место по реализации, и лишь в Иркутске "АвтоВАЗ" уступил своим японским конкурентам - и Toyota, и Nissan. Сам по себе этот факт красноречиво характеризует ситуацию с предпочтениями потребителей в регионах, близких к Дальнему Востоку. На этом фоне сибирской опорой тольяттинцев могут служить Красноярск и Кемерово.

Следом за "АвтоВАЗом" в рейтинге идет Toyota. Традиционный лидер среди иномарок в очередной раз удержал свои позиции. Четверть всех продаж японского бренда пришлась на Красноярск, в лидерах держится и Иркутск. Хуже всего дела у Toyota обстоят в Омске и Новосибирске, где марка - лишь седьмая в общем рейтинге.

Усилению позиций Toyota должно способствовать появление новых салонов. Так, вторые дилерские центры появятся в Иркутске, Красноярске, Новосибирске и Омске. В первых двух городах их откроет действующий красноярский дилер марки - ГК "Крепость", в Новосибирске - московская ГК "Автомир", в Омске - екатеринбургский "Авто Плюс". Если рассматривать Toyota в "разрезе" модельного ряда, то свыше половины всех продаж Toyota в регионе приходится на Camry, Corolla и RAV4, что неудивительно: эти машины в наибольшей степени знакомы сибирякам по вторичному рынку.

Триумфатором рейтинга в этот раз стал японский Nissan. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру рынка, японский производитель нарастил продажи в Сибири на 44 процента. На позициях марки не отразилось даже закрытие группой компаний "СЛК-Моторс" дилерского центра Nissan в Новосибирске - одного из самых больших в России. Несмотря на это, столица Сибири наряду с Красноярском внесла свой наиболее заметный вклад в продажи Nissan. В Барнауле и Кемерове он вообще стал самой продаваемым иностранным брендом, а в Иркутске японская марка впервые в истории сумела обогнать сам "АвтоВАЗ".

Чаще всего сибиряки предпочитают бюджетную модель Almera (35 процентов всех продаж), а также кроссоверы Qashqai и Juke. И появление нового Qashqai должно придать продажам дополнительный импульс.

Четвертую строчку в рейтинге занимает Hyundai. Таким результатам корейский автопроизводитель обязан успешной бюджетной модели Solaris, которая формирует почти 65 процентов объемов реализации машин данной марки. Тем не менее за минувший год Hyundai потерял четырнадцать процентов в продажах в Сибири, однако и такой результат можно назвать хорошим, поскольку в целом по России позиции Hyundai слабее родственной KIA.

Улучшила свои позиции и Chevrolet - пятая в рейтинге с минимальным показателем падения в два процента. Почти пятая часть всех проданных машин осталась в Красноярске. Однако относительно других производителей лучше всего Chevrolet продается в Томске, где она занимает первое место среди иномарок. Любопытно, что, несмотря на широкий модельный ряд, половина продаж Chevrolet до сих пор приходится на уже немолодую "Ниву", за которой с большим отставанием следуют Cruze и Cobalt.

С четвертого на шестое место откатился общероссийский лидер среди иномарок - Renault. Продажи этих автомобилей упали на девятнадцать процентов. Тем не менее даже сейчас французский производитель занимает первое место среди иномарок по реализации в Новосибирске. Каждый второй проданный Renault - кроссовер Duster, в кильватере которого идут Sandero и Logan. Кстати, к дилерам начал поступать новый Logan, с которым они связывают большие надежды. Потенциальный бестселлер получил не только свежую внешность, но и более качественные материалы отделки.

Несмотря на то, что KIA в целом по России находится на четвертом месте, в Сибири она переместилась с пятой на седьмую строчку. Как и в случае с Hyundai, почти сорок процентов продаж корейской марки приходится на доступную модель Rio. Среди городов Сибири лучше всего ее позиции сейчас в Томске (четвертое место). В Новосибирске ситуация тоже многообещающая - KIA находится в поисках третьего дилера, поскольку с этого года компания "АвтоСтар-Азия" закрыла свой дилерский центр корейской марки на улице Большевистской, не выдержав конкуренции с "Мегапарком" и "Сарматом".

С десятой на восьмую позицию - в соответствии с общероссийским трендом - прорвался Mitsubishi (рост - на двенадцать процентов). И это притом, что Mitsubishi практически стала маркой внедорожников - в ее модельном ряду активно продаются Outlander, ASX, Pajero sport, а из легковых машин есть только Lancer.

Следом идет немецкий Volkswagen (минус 21 процент). Больше всего Das Auto ценят в Томске (5-е место) и Новосибирске (6-е), на который приходится большая часть продаж марки. Совсем иначе обстоит ситуация на Алтае, где она даже не входит в топ-10. Как и в случае корейских брендов, почти половина продаж марки приходится на доступный седан Polo.

Замыкает топ-10 японская Mazda, которая еще годом ранее была лишь на 15-й строчке. Своему успеху она обязана кроссоверу CХ-5, а также новой "трешке".

У богатых свои причуды

Если в целом сибирский авторынок продолжает пикирование, то премиум-сегмент, напротив, показывает рост. Продажи дорогих иномарок в Сибири выросли на пятнадцать процентов. Чаще всего сибиряки отдают предпочтение Mercedes-Benz (плюс двадцать процентов). Лучше всего у марки продавались Е-class, внедорожники GLK и GL.

Следом за Mercedes - его извечный конкурент, BMW, нарастивший продажи на семь процентов. Лучше всего эти немецкие автомобили продавались в Красноярске и Иркутске, - в обоих городах марка заняла первое место в своем сегменте, обогнав Mercedes-Benz. Своему успеху BMW, прежде всего, обязана кроссоверу Х3.

Замыкает топ-3 еще один немецкий бренд - Audi, который ранее был на вершине рейтинга. Однако в этот раз марка значительно уступила конкурентам (минус одиннадцать процентов). Крепче всего позиции Audi в Красноярске, где продается почти треть всех машин марки. Есть потенциал для продаж и в Новосибирске, где Audi назначила второго официального дилера в лице ГК "МАКС Моторс". Появление второго салона марки способно дать новый импульс развитию продаж Audi в регионе. Однако добиться этого планируется не за счет легковой линейки, а за счет внедорожников, на которые приходится более шестидесяти процентов всех продаж Audi. Речь, прежде всего, идет о моделях Q3 и Q5, опережающих своих ближайших конкурентов.

Четвертую строчку в "табели о рангах" занимает японский Lexus (рост - на шестьдесят процентов). Однако в данном случае речь идет об экстенсивном росте за счет расширения дилерской сети. Так, значительную роль сыграл Иркутск, а в Новокузнецке марка сумела стать первой среди конкурентов. Прежде всего, покупатели оценили кроссовер RX, а также внедорожники LX и GX.

Замкнул пятерку британский Land Rover, увеличивший объемы реализации автомобилей на четырнадцать процентов. Как и в случае других марок, таким результатам бренд в основном обязан Иркутску и Красноярску. При этом лучше всего раскупается флагманский Range Rover, а также "младший" Range Rover Sport. Не забывают клиенты и об экстравагантном Evoque.

Комментарии

Виктор Басов, руководитель отдела продаж "Мегапарк":

- Раньше в Новосибирске автолюбители массово отдавали предпочтение праворуким подержанным автомобилям. Но с каждым годом спрос на такие машины падает. За счет многих факторов. Это и автокредитование, поскольку ставки на покупку новых авто намного ниже, и разнообразные акции, и скидки от автодилеров.

Татьяна Джигирис, начальник управления кредитования физических лиц банка "Левобережный":

- Автокредитование не связано напрямую с ростом или падением рынка новых автомобилей. Да, большинство дилеров фиксирует снижение продаж. Но мы работаем в основном в сегменте подержанных автомобилей, где снижения спроса, по оценкам экспертов, не происходит. Динамика выдач автокредитов с января по май свидетельствует об однозначном росте. Мы прогнозируем, что рынок новых автомобилей будет в фазе снижения до конца 2014 года, а рынок подержанных авто останется на уровне относительно удачного 2013-го.