- Вячеслав Викторович, вы зашли к нам в редакцию сразу после многочасового заседания совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ), которое сегодня прошло в Новосибирске. На нем обсуждалась острая тема - реформа местного самоуправления. Ваше к ней отношение?
Вячеслав Двораковский: Когда заговорили о необходимости реформы, то отталкивались от того, что сегодня у муниципалитетов полномочий больше, чем финансов. Поможет ли реформа решить эту проблему? На мой взгляд, нет. Несбалансированность бюджетов останется, а субъекты федерации по-прежнему будут тянуть одеяло на себя.
Единственное, что можно сегодня для пользы изменить в законодательстве, это убрать из представительных органов местного самоуправления депутатов, избранных по партийным спискам - оставить только мажоритарную систему. И есть смысл увеличить количество депутатов. Вот, предположим, в омском городском Совете их сегодня сорок, а надо сделать шестьдесят. Чтобы на каждого народного избранника приходилось не пятьдесят тысяч избирателей, как во времена моей работы депутатом, а десять-двенадцать тысяч. Пусть депутаты объединяются в территориальные группы, формируют свою позицию, вкладывают ее в городские программы, а мы будем исполнять. И тогда возможно работа пойдет живее.
Вот это, на мой взгляд, сделать можно. А насчет всего остального, я как умеренный консерватор, скажу прямо - ничего менять нельзя. И эту точку зрения разделяют многие мэры. Слишком много проблем возникнет, если реформа пройдет в таком виде, как предполагается сейчас. Начнем с того, что для обеспечения работы внутригородских муниципальных образований придется вносить серьезные изменения в законодательство - в бюджетный, налоговый, земельный, градостроительный кодексы. Кроме того, не просматривается, каким образом изменения положительно отразятся на состоянии экономики. А это, на мой взгляд, прямая или косвенная цель любой законодательной реформы.
Завершая эту тему, скажу так: есть две главные проблемы местного самоуправления. Во-первых, сегодня оно не имеет ни мотивов, ни стимулов увеличивать собственные доходы. Белое пятно. Во-вторых, налоговая инспекция не отвечает за собираемость местных налогов. Ни одну из этих проблем предлагаемая реформа не решает. Мы, не устранив причину, начинаем бороться со следствиями, вот и все.
Правда, есть еще специфическая омская проблема. Центры прибыли наших предприятий удалены от нашей территории. Нужно решать вопрос с вертикально интегрированными структурами: находится предприятие на территории Омска - значит, и центр прибыли тоже должен быть в нашем городе, а не в ином месте. Если промышленность в Омске не начнет работать - и не начнет работать именно на Омск, - то перспективы у нас неважные. Так, сегодня объем выпускаемой продукции в Новосибирске в четыре раза меньше, чем в Омске, а бюджет больше, и тоже почти в четыре раза.
- А если говорить о резервах наполнения бюджета?
Вячеслав Двораковский: Для нас это направление - приоритет. Но резервов все меньше. В 2012 году, когда только начала работу наша команда, нам удалось сверх плана привлечь 980 миллионов рублей (доходная часть бюджет Омска в последние годы составляет около десяти миллиардов, - "РГ"). В 2013 году было уже сложнее - только 400 миллионов. В этом году пока только-только перевалили за сотню.
Дальше необходимо жестко бороться с теневым бизнесом, а для этого нужна плотная работа с налоговиками и полицией. Огромные деньги крутятся в сфере перевозок, недвижимости, бытового обслуживания, строительстве и ремонте. Это сотни и сотни миллионов неуплаченных налогов. Мы этим занимаемся, но дело идет тяжело.
- Еще один огромный резерв, на мой взгляд, - это пустыри. Посмотрите на улицу Жукова - огромные площадки в центре города пустуют десятилетиями, а за их заборами вырос настоящий лес. Кому принадлежит эта земля, платят ли за нее аренду или штрафы за ненадлежащее использование?
Вячеслав Двораковский: Сейчас проводим инвентаризацию. Как только мы сказали, что будем разбираться с собственниками всех брошенных участков, по городу выросли новые ограждения. Каждый стал демонстрировать бурную деятельность. Но скажу открыто: забор больше не поможет. После инвентаризации мы будем действовать жестко - если за три года участок не освоен, значит, есть основания для расторжения договора или изменения величины арендной платы.
Но даже это не так просто, на самом деле. Вот, например, участок на Карла Либкнехта, полтора гектара. За деревьями уже забора не видно. Ничего можем сделать, собственник исчез. Это небезызвестный господин Дрокин, у которого не один такой объект. Сейчас подбираем разные судебные варианты.
По нашим подсчетам, администрацией заключены договоры аренды земельных участков под жилищное строительство на семь с половиной миллионов квадратных метров. А в год мы сдаем 580-620 тысяч. Участки стоят годами: ни объектов, ни хозяйственной деятельности, ни налогов.
- Перейдем ко второй беде Омска - дорогам. В этом году, по моим данным, город получил из регионального дорожного фонда 47 миллионов рублей. Для сравнения: в Новосибирске на ремонт дорог в этом году направят 650 миллионов. Почему в Омске так мало? Ведь состояние омских дорог уже не выдерживает никакой критики.
Вячеслав Двораковский: Я решения областных властей комментировать не буду. Скажу только, как мы этими деньгами распорядились. Мы не стали закатывать их в асфальт, эти заплатки уже ничего не дадут. Все средства пустили на приобретение дорожной техники. Потому что там ситуация катастрофическая. По самым скромным нормативам у нас должно быть 1 100 единиц техники, а на деле - 570. Дальше можно не продолжать.
Ситуация с дорогами, увы, намного хуже чем в прошлом году - открыто и честно говорю это всем горожанам. В 2013-м мы получили из областного бюджета 49 миллионов рублей на ремонт придомовых территорий. Еще почти столько же на содержание дорог. И восемьдесят с лишним - на межквартальные проезды. Всего 172 миллиона рублей. В этом году - ни копейки. За исключением пресловутых 47 миллионов из дорожного фонда.
- Между тем региональный дорожный фонд - это примерно два с половиной миллиарда рублей. И, по моим данным, в прошлом году его освоили не до конца. Можете это прокомментировать?
Вячеслав Двораковский: Нет, это вне моей компетенции. Я лучше о хорошем расскажу, а то создается впечатление, что все в городе плохо. А это не так. У нас, например, есть реальные подвижки в решении транспортного вопроса. Покупаем новые современные троллейбусы. Есть задача - поставить в этом году шестьдесят новых автобусов, и мы ее решаем: берем машины в лизинг. Добиваемся все более выгодных условий - если вначале переплата достигала семидесяти процентов, то сегодня - это 36 процентов за четыре года. Специалисты поймут, что это очень приемлемая ставка. Ведь не обновлять парк нельзя.
Кроме того, продолжаем оптимизацию. За 2013-й нам удалось сократить расходы департамента транспорта на 180 миллионов рублей, и в этом году задача такая же. И пятьдесят миллионов уже сэкономили.
- А что с трамвайным вопросом, который всколыхнул городскую общественность? Вы серьезно собираетесь или собирались полностью от него отказаться?
Вячеслав Двораковский: Нет. Позицию мэрии по этому вопросу попросту переврали. Начну с обновления парка. Трамвай стоит сейчас очень дорого, почти двенадцать миллионов рублей. Мы пошли по другому пути - модернизируем существующие - благо, срок службы трамвая измеряется десятилетиями. Приобретаем новый кузов, необходимые запчасти и у себя в депо за пару месяцев делаем, по сути, новый трамвай. Новый не только внешне, но и с новой "начинкой", с электронным управлением. Французы приезжали - удивлялись. Как так, в условиях мастерской, за два миллиона рублей, выпустить новый трамвай. Не может, мол, быть.
Теперь о том, что касается путей. Возьмем улицу Лукашевича - моя позиция однозначна: рельсы там надо убирать. И капитально ремонтировать улицу и мост. Трамвай - это вид транспорта, который перевозит большие массы населения. Рабочих заводов и фабрик, например. Нужна точка притяжения, которой на этом направлении больше нет. Ни мясокомбината в Северо-западном промышленном узле, ни завода пластмасс на другом конце. И трамвай не востребован - там хватает автобуса и маршрутных такси.
Рельсовый транспорт - замечательная вещь. Экологически чистый, не стоящий в пробках, за ним большое будущее. Но надо правильно выбирать направления, а это могут сделать только квалифицированные специалисты, а не "консультанты", наспех ознакомившиеся с проблемой. Надо, на мой взгляд, бросить ветку параллельно улице 24-й Северной, чтобы замкнуть Амурскую трамвайную линию и выйти на улицу Челюскинцев. И тогда мы будем иметь транзитную линию от Заозерной до улицы Труда. Для города это очень здорово, затраты - около миллиарда рублей.
Причем такой подход на порядок дешевле чем, например, скоростные трамваи с двойными токоприемниками, которые сегодня зарубежные фирмы предлагают изготовить для Омска "по индивидуальному заказу". Которые стоят больших денег, но все равно будут останавливаться на каждом перекрестке.
В общем, мы не бросаем действующую трамвайную сеть, чтобы об этом ни говорили журналисты. В 2013-м два с половиной километра путей отремонтировали, продолжаем и в этом.
- Понятно, что эту тему с вами, как с инженером, можно обсуждать бесконечно. Вернемся на "социальные рельсы". Как решается проблема, например, с детскими садами. С выполнением других майских указов президента?
Вячеслав Двораковский: Строим детские сады. Хорошо строим. Почему неплохо получается? Потому что, во-первых, это поддается расчету - сколько конкретно нужно мест. Второе - появились федеральные деньги. Причем не просто "вот вам", а с конкретными статьями: это на строительство, это на реконструкцию, это на пристройки, это на капремонт. Так что все возможности сегодня можно использовать в широком диапазоне. Объединение усилий федерации, области и города и дало результат. Вопрос пошел. Это пример того, как должно работать относительное планирование.
Что касается второй части вашего вопроса, то сходу ответа не дам. Ситуация в каждом конкретном случае разная. Я сегодня на заседании совета АСДГ внес предложение: осенью собраться всем в Омске и рассмотреть ход выполнения указов президента, обменяться опытом. Понять, как муниципальные образования могут обеспечить их безусловное исполнение. Все это предложение поддержали и единодушно проголосовали "за". Так что приходите на это совещание, я думаю, что точка зрения журналистов, которые сталкиваются со многими жизненными ситуациями, будет интересна главам городов.