Какими российскими фильмами запомнится 36-й ММКФ

36-й Московский фестиваль - для нас уже отдельное достижение. Даже несмотря на то, что призеров назовут 28 июня и предсказать их сложно. В конкурсе, где собрались 16 фильмов со всего света, целых две российские премьеры. Это немало.

"Белый ягель", режиссер Владимир Тумаев

Про первую конкурсную работу от России можно сказать, что фильм этот ждали давно. Режиссер Владимир Тумаев (известен документальным фильмом о Хуциеве "Марлен", телефильмом "Разжалованный" и полнометражной работой "Китайская бабушка") представляет ленту "Белый ягель", основанную на повестях ненецкой писательницы Анны Неркаги. Продюсером выступает Владимир Меньшов. Экзотика российского Севера плюс репутация Неркаги как писательницы в поисках ответа на вопрос, как найти свое место в жизни и как встретить смерть, - два эти фактора сразу привлекали к работе внимание. Владимир Тумаев подошел к материалу старательно, отправился в экспедицию в Ямало-Ненецкий округ, чтобы доподлинно отразить быт местных жителей. Снимал за Полярным кругом при минус 40, правда, монтаж проводился впопыхах, что в итоге сказалось на визуальном качестве. Основной акцент в сюжете делается на бытописании.

Свадебные и погребальные обряды, те, что стали экзотикой и для большинства самих ненцев, традиция отправлять на полгода детей в большой город Салехард учиться, приключение - позвонить по мобильному, потому что Сеть не ловит и нужно лезть на вышку, под самые звезды. За всем этим стоит разрыв поколений, разрушение основ, постепенное исчезновение целых народов. И только единичные герои, как главный персонаж с русским именем Леша, хоть и ненец по рождению, способны выбрать жизнь по старинным устоям, кочевую, сосредоточенную вокруг оленьего стада, вокруг этого ненского центра жизни. Но такие Леши - это исключение. Остальные ненцы мечтают вырваться со своей родины. И - чем дальше, тем лучше.

"Да и да", режиссер Валерия Гай Германика

Вторая картина российского производства - фильм Валерии Гай Германики "Да и да". Валерия Гай - девушка сколь талантливая, столь и скандальная. Яркая индивидуальность режиссера по вкусу не всем, но именно она создает авторский стиль кино. Фильмы у Германики всегда беспокойные, кричащие и обнаженно искренние. Дебютная полнометражка о том, как три девушки взрослеют, переживая личные трагедии, "Все умрут, а я останусь" была отмечена в числе лучших на Каннском кинофестивале в 2008 году, а сериал "Школа", показанный на Первом канале в 2010-м, стал самым обсуждаемым событием телесезона, собрав критику за использование нецензурной лексики и получив признание за откровенность рассказа о современных школьниках.

На этот раз в центре внимания режиссера - молодые люди, уже не подростки. Пара, к которой точно подходит характеристика "противоположности притягиваются". Парень - художник из андеграунда со своим артистическим взглядом на жизнь и со своей трагедией, девушка - натура не столь возвышенная, школьная учительница. Но это только поначалу. Главная движущая сила сюжета - тоже характерная для Германики - трансформация. Скоротечный, но яркий роман меняет жизнь девушки, и она уже не может отказаться от того чувственного мира, который открылся ей через любовь, пусть сама история двух возлюбленных и закончилась. Стиль, в котором снято кино, - сочетание гранжа, панка и постмодернизма. Повествование прерывается снами героини, выполненными как анимированные рок-клипы, камера - максимально приближена к героям. Создается полное ощущение, что зритель подсматривает кусочек жизни, а не смотрит кино, и сама Германика забывает, что снимает фильм. Режиссер, кстати, признается, что кино для нее стало способом психотерапии, а актеры отразили ее мир как нельзя лучше.

Главную женскую партию в фильме исполнила любимая актриса режиссера Агния Кузнецова. Главную мужскую - Александр Горчилин, в кино никогда не снимавшийся, но известный по работе в спектаклях Кирилла Серебренникова, у которого и учился в школе-студии МХАТ. Молодые актеры без единой ноты фальши отработали задачу режиссера. Более того, в один голос говорят, что стали ее адептами. Про атмосферу на площадке Агния рассказывает, что это были "свобода и хулиганство, моменты, когда тебе кажется, что ты - в самом лучшем месте, а Валерия вдохновляет актеров настолько, что приходит четкая уверенность, - все получится". Агния Кузнецова с одобрения Германики описала суть фильма как "Историю про живых людей, тех, что не покрылись еще плесенью, талантливых в том, что делают, и в том, что не делают. Талантливых в том, как живут".

- Только чувства и любовь - самый дорогой материал на планете, - говорит Кузнецова, - за него скоро деньги станут платить. Искренность так сложно встретить, и она - единственное, что имеет смысл. Не за машины и дачи же любить человека?

И это самое точное выражение смысла картины.

Германика говорит, что для нее кино - это эмоциональная биография, такой она была года четыре назад, но сейчас умело совмещает контркультуру с культурой истеблишмента. Это видно по тому, что продюсером "Да и да" выступает как раз представитель истеблишмента Федор Бондарчук. Они с Валерией снимали фильм на свои деньги, вместе будут выпускать кино в прокат (удостоверение прокатное должны получить на днях). Именно Бондарчук настоял на том, чтобы картину придержали к фестивалю, хотя она была готова год назад и были предложения с других киносмотров.

Русский след

Одним из самых популярных на фестивале (по крайней мере судя по зашкаливающему количеству людей в зрительном зале и отзывам в кулуарах) уже стал фильм нидерландского режиссера Антона Корбейна (известен триллером с Джорджем Клуни "Американец" и видеоработами про музыкальные группы Metallica, U2, Depeche Mode) - "Самый опасный человек".

Отнести эту картину к "русским" условно позволяет то, что главную роль исполнил наш молодой и талантливый актер Григорий Добрыгин - звезда фильма Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" и эксцентричной ленты Василия Бархатова "Атомный Иван". (Интервью с актером читайте на 5-й странице).

Предпосылок для повышенного интереса к фильму несколько. Во-первых, это экранизация одного из романов знаменитого специалиста по шпионским играм - британца Джона Ле Карре. В 2011 году режиссер Томас Альфредсон побаловал нас великолепной экранизацией одного из бестселлеров Ле Карре - романа "Шпион, выйди вон!". Здесь сюжет замешан "пожиже", но Филип Сеймур Хоффман с таким безупречным трагическим спокойствием играет руководителя секретной группы, о существовании которой никто не знает, но подозревают все, что эта, наверное, последняя роль актера, уравновешивает некоторую плоскость сюжета. И это вторая причина, по которой стоит картину посмотреть. Третья - собственно игра Добрыгина. Задача перед парнем стояла непростая. Нужно было сыграть наполовину русского - наполовину чеченца. Человека, искалеченного в вооруженном конфликте и морально, и физически, да еще и подозреваемого в международном терроризме. После этой работы Добрыгин, вероятно, сможет не только заниматься захватившей его сейчас режиссурой, но и продолжить свою актерскую карьеру на Западе.