"Белый ягель", режиссер Владимир Тумаев
Про первую конкурсную работу от России можно сказать, что фильм этот ждали давно. Режиссер Владимир Тумаев (известен документальным фильмом о Хуциеве "Марлен", телефильмом "Разжалованный" и полнометражной работой "Китайская бабушка") представляет ленту "Белый ягель", основанную на повестях ненецкой писательницы Анны Неркаги. Продюсером выступает Владимир Меньшов. Экзотика российского Севера плюс репутация Неркаги как писательницы в поисках ответа на вопрос, как найти свое место в жизни и как встретить смерть, - два эти фактора сразу привлекали к работе внимание. Владимир Тумаев подошел к материалу старательно, отправился в экспедицию в Ямало-Ненецкий округ, чтобы доподлинно отразить быт местных жителей. Снимал за Полярным кругом при минус 40, правда, монтаж проводился впопыхах, что в итоге сказалось на визуальном качестве. Основной акцент в сюжете делается на бытописании.
Свадебные и погребальные обряды, те, что стали экзотикой и для большинства самих ненцев, традиция отправлять на полгода детей в большой город Салехард учиться, приключение - позвонить по мобильному, потому что Сеть не ловит и нужно лезть на вышку, под самые звезды. За всем этим стоит разрыв поколений, разрушение основ, постепенное исчезновение целых народов. И только единичные герои, как главный персонаж с русским именем Леша, хоть и ненец по рождению, способны выбрать жизнь по старинным устоям, кочевую, сосредоточенную вокруг оленьего стада, вокруг этого ненского центра жизни. Но такие Леши - это исключение. Остальные ненцы мечтают вырваться со своей родины. И - чем дальше, тем лучше.
"Да и да", режиссер Валерия Гай Германика
Вторая картина российского производства - фильм Валерии Гай Германики "Да и да". Валерия Гай - девушка сколь талантливая, столь и скандальная. Яркая индивидуальность режиссера по вкусу не всем, но именно она создает авторский стиль кино. Фильмы у Германики всегда беспокойные, кричащие и обнаженно искренние. Дебютная полнометражка о том, как три девушки взрослеют, переживая личные трагедии, "Все умрут, а я останусь" была отмечена в числе лучших на Каннском кинофестивале в 2008 году, а сериал "Школа", показанный на Первом канале в 2010-м, стал самым обсуждаемым событием телесезона, собрав критику за использование нецензурной лексики и получив признание за откровенность рассказа о современных школьниках.
На этот раз в центре внимания режиссера - молодые люди, уже не подростки. Пара, к которой точно подходит характеристика "противоположности притягиваются". Парень - художник из андеграунда со своим артистическим взглядом на жизнь и со своей трагедией, девушка - натура не столь возвышенная, школьная учительница. Но это только поначалу. Главная движущая сила сюжета - тоже характерная для Германики - трансформация. Скоротечный, но яркий роман меняет жизнь девушки, и она уже не может отказаться от того чувственного мира, который открылся ей через любовь, пусть сама история двух возлюбленных и закончилась. Стиль, в котором снято кино, - сочетание гранжа, панка и постмодернизма. Повествование прерывается снами героини, выполненными как анимированные рок-клипы, камера - максимально приближена к героям. Создается полное ощущение, что зритель подсматривает кусочек жизни, а не смотрит кино, и сама Германика забывает, что снимает фильм. Режиссер, кстати, признается, что кино для нее стало способом психотерапии, а актеры отразили ее мир как нельзя лучше.
Главную женскую партию в фильме исполнила любимая актриса режиссера Агния Кузнецова. Главную мужскую - Александр Горчилин, в кино никогда не снимавшийся, но известный по работе в спектаклях Кирилла Серебренникова, у которого и учился в школе-студии МХАТ. Молодые актеры без единой ноты фальши отработали задачу режиссера. Более того, в один голос говорят, что стали ее адептами. Про атмосферу на площадке Агния рассказывает, что это были "свобода и хулиганство, моменты, когда тебе кажется, что ты - в самом лучшем месте, а Валерия вдохновляет актеров настолько, что приходит четкая уверенность, - все получится". Агния Кузнецова с одобрения Германики описала суть фильма как "Историю про живых людей, тех, что не покрылись еще плесенью, талантливых в том, что делают, и в том, что не делают. Талантливых в том, как живут".
- Только чувства и любовь - самый дорогой материал на планете, - говорит Кузнецова, - за него скоро деньги станут платить. Искренность так сложно встретить, и она - единственное, что имеет смысл. Не за машины и дачи же любить человека?
И это самое точное выражение смысла картины.
Германика говорит, что для нее кино - это эмоциональная биография, такой она была года четыре назад, но сейчас умело совмещает контркультуру с культурой истеблишмента. Это видно по тому, что продюсером "Да и да" выступает как раз представитель истеблишмента Федор Бондарчук. Они с Валерией снимали фильм на свои деньги, вместе будут выпускать кино в прокат (удостоверение прокатное должны получить на днях). Именно Бондарчук настоял на том, чтобы картину придержали к фестивалю, хотя она была готова год назад и были предложения с других киносмотров.
Одним из самых популярных на фестивале (по крайней мере судя по зашкаливающему количеству людей в зрительном зале и отзывам в кулуарах) уже стал фильм нидерландского режиссера Антона Корбейна (известен триллером с Джорджем Клуни "Американец" и видеоработами про музыкальные группы Metallica, U2, Depeche Mode) - "Самый опасный человек".
Отнести эту картину к "русским" условно позволяет то, что главную роль исполнил наш молодой и талантливый актер Григорий Добрыгин - звезда фильма Алексея Попогребского "Как я провел этим летом" и эксцентричной ленты Василия Бархатова "Атомный Иван". (Интервью с актером читайте на 5-й странице).
Предпосылок для повышенного интереса к фильму несколько. Во-первых, это экранизация одного из романов знаменитого специалиста по шпионским играм - британца Джона Ле Карре. В 2011 году режиссер Томас Альфредсон побаловал нас великолепной экранизацией одного из бестселлеров Ле Карре - романа "Шпион, выйди вон!". Здесь сюжет замешан "пожиже", но Филип Сеймур Хоффман с таким безупречным трагическим спокойствием играет руководителя секретной группы, о существовании которой никто не знает, но подозревают все, что эта, наверное, последняя роль актера, уравновешивает некоторую плоскость сюжета. И это вторая причина, по которой стоит картину посмотреть. Третья - собственно игра Добрыгина. Задача перед парнем стояла непростая. Нужно было сыграть наполовину русского - наполовину чеченца. Человека, искалеченного в вооруженном конфликте и морально, и физически, да еще и подозреваемого в международном терроризме. После этой работы Добрыгин, вероятно, сможет не только заниматься захватившей его сейчас режиссурой, но и продолжить свою актерскую карьеру на Западе.