Смерть российского журналиста вызвала резкую реакцию в Москве. "Гибель российского журналиста вновь убедительно показала, что силовые структуры Украины явно не желают деэскалации вооруженного конфликта на востоке страны, блокируют и без того хрупкое перемирие", - говорится в сообщении министерства иностранных дел Российской Федерации. В российском дипломатическом ведомстве потребовали от украинских властей провести объективное расследование произошедшей трагедии и строго наказать виновных. Вчера прокуратура Донецкой области открыла дело по факту гибели журналиста.
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский выразил глубокие соболезнования по случаю трагической гибели талантливого оператора, который посвятил всю свою жизнь работе на телевидении. В телеграмме на имя генерального директора ОАО "Первый канал" Константина Эрнста Сеславинский отметил, что журналисты подвергают себя большому риску, работая в зонах боевых действий. "Это уже не первая трагическая гибель представителей средств массовой информации на этой сумбурной войне. Всего две недели прошло после обстрела сотрудников ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина под Луганском. Ужасает, что происходящее на Украине продолжает забирать жизни", - сказал глава Роспечати.
"Украинская власть продолжает убивать журналистов на Юго-Востоке - ее не устраивает, что невозможно спрятать их действия против собственного народа. Там предпочитают разбираться с восставшими без свидетелей. Наш долг - сообщать стране и миру о том, чему стали свидетелями наши журналисты", - в свою очередь отмечается в сообщении руководства "Первого канала".
Известно, что журналисты направились вместе с матерями солдат-срочников на автобусе в район Донецка Спартак. Матери должны были забрать своих сыновей по домам из воинской части 1428. Поездка была организована пресс-службой Донецкой народной республики (ДНР). Как только автобус с женщинами и сотрудниками СМИ подъехал к части, в небо взлетела сигнальная ракета и украинские военные открыли по нему огонь. Анатолий Клян получил ранение в живот. Тем временем водитель автобуса, также получивший ранение, ценой своей жизни сумел отвести транспортное средство на 500 метров от части. Он потерял сознание. Пассажиры автобуса стали оказывать первую помощь Анатолию Кляну. Журналист умер во время реанимационных мероприятий в городской больнице №18 Донецка.
Под обстрел также попали журналисты канала РЕН ТВ. Один из них - Виталий Ханин - находился рядом с Кляном во время ранения. "Дальше все повалились на пол, и Толя сказал: меня ранило. Причем сказал несколько раз. Дальше я держал его, я не знал, что делать. Я не представлял, куда попало, он только сказал, что не может дышать", - цитирует слова Ханина сайт "Первого Канала". Никто из матерей солдат-срочников, находившихся в автобусе, не пострадал. Под огонь силовиков попали также журналисты телеканала LifeNews, которые ожидали автобус недалеко от части. После первых выстрелов им удалось укрыться в соседней лесополосе. Однако машину и оборудование им пришлось оставить на месте перестрелки.
68-летний Анатолий Клян был одним из самых опытных сотрудников Первого канала, который работал в десятках горячих точек. Остался целым и невредимым после труднейших поездок в Югославию, Ирак, Сирию. Однако погиб во время командировки в одну из бывших республик некогда неделимой страны. И от пули своего бывшего соотечественника…
У него остались жена, двое детей и внуки. "Мы осиротели вместе с ними. Его внук не мог выбрать другую профессию - он учится во ВГИКе на оператора. И мы продолжим делать то, что делал Толя, как бы украинские власти ни рассчитывали на то, что мы испугаемся. Мы просто обязаны это делать", - говорится в заявлении руководства Первого канала. "Анатолий Клян - выдающийся оператор, блестящий профессионал и прекрасный человек. В мае Толя вызвался поехать в эту командировку, ссылаясь на ограничения украинских властей по возрасту въезжающих - он уже не подпадал под действие этих ограничений и шутил, что в этом случае возраст стал его преимуществом перед молодыми. На этой неделе он должен был уходить в отпуск, но позвонил в редакцию и сказал, что остается, так как нам его некем было заменить. Он и был незаменимым...", - подчеркивается в заявлении. Известие о гибели российского телеоператора для "РГ" прокомментировали коллеги, работавшие с ним.
Денис Давыдов, корреспондент Первого канала:
- Наша последняя встреча с Толей была в гостинице в Донецке. Его съемочная группа как раз меняла нашу. Мы постояли на крыльце, потом мне надо было уезжать на границу, мы обнялись. Я сказал ему: "Мастер, жду тебя в Москве, скорее приезжай". Я его всегда называл Мастером. А он говорит: "Старик, очень хочу поехать на рыбалку, уже все запланировал". Он собирался рыбачить куда-то на юг. Толя - очень разносторонний, увлеченный человек. В свои 68 лет абсолютно не производил впечатления пенсионера. Молодой мужчина, который любил жизнь. С ним когда здороваешься, рука просто тонет в его большой шершавой ладони, как у рабочего человека. Он не только камеру умел держать. Толя был прекрасным резчиком по дереву, делал шкафы, кухни. Стол, который стоит у нас в операторской - большой обеденный стол - Толя сколотил своими руками. До сих пор не пришло осознание того, что мы все говорим о нем сейчас в прошедшем времени. К сожалению, то место, куда он поехал, стало его последней командировкой, из которой он, как солдат, не вернулся. Его последние слова перед гибелью были: "Камеру держать не могу", - переживал за свой рабочий инструмент…
Тимур Сиразиев, спецкор Первого канала:
- В это не хочется верить, потому что когда говоришь про Анатолия Кляна, то сразу перед тобой образ очень жизнерадостного человека, который всегда улыбается, всегда заметит тебя словами "Привет, старик!" и… Ты когда с ним встречаешься, то заражаешься этим его позитивом… Это такой человек, про которого никогда не догадаешься, сколько ему лет - столько в нем энергии, движения… Он - оператор от Бога, до мозга костей. Ему никогда не надо говорить, что именно снимать, он все сам видит лучше тебя - что и как надо. Когда я только начинал еще корреспондентом, он никогда не подтрунивал, не смеялся над неопытностью, напротив подсказывал, поддерживал, делился идеями, помогал всегда и во всем. Когда с ним работаешь, ты заранее уверен - все получится. Трудно представить, что его нет. Как так? Он же душа компании, такой живой… Я не хочу говорить о нем в прошедшем времени. Для меня Толя Клян просто в далекой командировке и по-другому не хочется об этом думать.
Антон Верницкий, комментатор Первого канала:
- Что говорить. Знал Толю сто лет, когда еще был корреспондентом телекомпании "Останкино". Толя был веселый, контактный, при этом исполнительный, ответственный… Очень хороший человек, кладезь анекдотов, хотя у него все присказка была: "Оператор - не оратор". Неожиданная смерть… Сын его Андрюша у нас работал, в одной группе с папой, звукооператором у него, вместе камеру таскали… А по Толе даже не скажешь, что ему седьмой десяток был, он такой шустрый всегда…