Вы давно экспериментируете в жанре органного перфоманса. И орган у вас всегда попадает в неожиданную среду - современной моды, рок-музыки, становится героем культурных историй Рима, Парижа, Индии. Новый вариант - "в чисто английском стиле"?
Екатерина Мельникова: Да, я долгое время жила и выступала в Англии, училась в Лондонской Королевской академии музыки, ставшей для меня второй alma mater. И давно мне хотелось передать свою любовь к английской культуре, к музыке, свое ощущение старой Англии и современного Лондона. Так я придумала программу, где вместе с моими друзьями-коллегами мы пройдемся по английским музыкальным ландшафтам, начиная от музыки рыцарей Круглого стола при дворе Генриха VIII до прекрасной романтической эпохи королевы Виктории, до ХХ века с его музыкой к кино, к телевидению и, конечно, Beatles.
И темы Beatles , и музыка Перселла, и позывные Би-би-си у вас будут звучать на органе?
Екатерина Мельникова: Да, причем в программе есть и оригинальные сочинения для органа - Стэнфорда, Элгара и специально написанные мною: например, увертюра "Би-Би-Си" для трубы и органа на британские темы. Я использовала в композиции популярные мотивы, вызывающие у каждого англичанина трепетные чувства. Фоном идет электронное тиканье часов - позывные Би-би-си. Прозвучат также мои сочинения для хоров - триптих "Beauty" на стихи Стивенсона, Мэйсфилда и Бёрнса и Hymn на стихи Кристины Россетти, который уже исполнялся на открытии выставки Прерафаэлитов в Музее изобразительных искусств им. Пушкина.
Почему вы мыслите орган, как часть некой эстетической аппликации? Орган ведь инструмент, который втягивает в себя миры, а у вас он позиционируется в игровом контексте.
Екатерина Мельникова: Для меня орган - это универсальный инструмент, который и притягивает к себе миры, и сам попадает в миры, может создавать вокруг себя любое пространство. И, конечно, главное мое желание, чтобы орган вошел в нашу современную жизнь, не превращался в элемент архаики, музейности. Это инструмент будущего. Тот же электронный синтезатор - это и есть орган на основе синтетического звука. Кроме того, я люблю театр, люблю действие, люблю сочинять истории. Музыканты, которые присоединяются к нам, тоже начинают творить истории. С нами будут выступать камерный хор "Витражи голосов" и брасс-квинтет Валерия Турутина. И хоры, и духовой ансамбль - это визитные карточки музыкальной Англии. Также благодаря нашему сотрудничеству с Галереей А-3 к нам присоединились английские художники, современные абстракционисты Винсент Хокинс и Эрин Лоулор. Я написала органную композицию на тему известнейшей ламентации Дидоны из оперы Перселла, к которой Эрин Лоулор представит видеоарт. Тоже самое планируется во втором отделении, когда на музыку Майкла Наймана в версии для органа будут показаны работы Винсента Хокинса. В программе есть целая страница, посвященная архитектуре, английскому Собору. Прозвучат Гимн вишневого дерева и импровизация на темы Beatles с участием рок-музыканта Владимира Золотухина. Завершится все в чисто английском стиле маршем Эдуарда Элгара для органа с участием всех музыкантов. Могу сказать, что в мире таких проектов с органом пока никто не делает. Хотя многие экспериментируют, но в другом направлении: как каждому видится, чувствуется, хочется. Главное, чтобы этот великий инструмент жил.