За год, что прошел со дня предыдущего форума, на котором инвесторы делились собственным опытом вхождения в российскую "глубинку" и обозначали условия дальнейшего своего пребывания там, качественных изменений в этом секторе не произошло: риски потерпеть фиаско по-прежнему высоки, а претензии к властям все те же. Несмотря на рост частных инвестиций (на 7%), есть явный "перекос" в сторону инвестирования в несколько крупных и экономически развитых территорий, в то время как большая часть регионов страны вынуждена довольствоваться "инвестиционными крохами".
Замминистра регионального развития РФ Валерий Гаевский привел такие цифры. Темпы экономического роста РФ за 2013 год составили 1,3% ("они не могут считаться удовлетворительными", отметил при этом чиновник), что в целом обусловлено низким ростом (точнее, сокращением) госинвестиций на 0,3%. При этом 80% всех иностранных инвестиций в Россию приходится на 10 регионов, из них половина - на Москву и Санкт-Петербург. По сути, вся остальная страна - более 70 регионов - все еще остается неосвоенной площадкой для инвесторов.
Официальную статистику дополнили результаты электронного опроса участников форума. Организаторы предложили им охарактеризовать текущую ситуацию с инвестированием в регионы. 70% проголосовавших выбрали вариант ответа "бизнес выжидает и не инвестирует". Есть о чем задуматься.
Впрочем, тех, кто принял решение развивать свой бизнес в глубинке, не пугают ни отрицательная макроэкономическая статистика, ни трудности вхождения в регионы. Для "смельчаков" гораздо важнее, чтобы "принимающая сторона" выполняла свои обещания, то есть решала те проблемы, которые она и должна решать. Например, построила хорошие дороги. Оптимизировала законы. Исключила коррупцию. Сократила сроки согласований, на которые сейчас уходит до 400 дней.
Президент Paroc Group Кари Лехтинен отметил высокий уровень бюрократизации при работе с госорганами России, а исполнительный директор российской Ассоциации индустриальных парков Денис Журавский - неразвитость системы этих парков (являющихся, к слову, основными площадками для реализации инвестпроектов) и недостаточную их сеть.
- В России сейчас 101 индустриальный парк; 40 из них заполнены на 40%, многие парки недостроены, - отметил Журавский. - И они пока не готовы обеспечить приход новых предприятий. Чтобы это произошло, нужны длинные (на 7-12 лет) и недорогие кредиты, а также субсидирование процентных ставок по кредитам и прямое субсидирование самих парков.
Действительно: 100 парков - слишком мало для нормального функционирования современной (инвестиционной и кластерной) экономики. Впрочем, надо отметить, что большинство мер поддержки, о которых говорили выступавшие, предусмотрены государственной Программой развития индустриальных парков, а на уровне Госдумы сейчас готовятся поправки в ряд федеральных законов, облегчающих инвесторам вхождение в регионы. Предполагается, что все эти меры позволят к 2020 году увеличить сеть российских индустриальных парков до 150, и заполнить их на 100%. При этом за каждым парком должно стоять не менее двух тысяч высококвалифицированных рабочих мест.
В Тверской области, кстати, индустриальных парков уже семь, скоро откроется восьмой. И тот факт, что она была российским "пионером" освоения кластерной экономики, неоднократно отмечался на форуме как представителями бизнеса, так и чиновниками.
И, наконец, определенные препятствия для инвестирования создаются ментальностью российской глубинки:
- Инвесторам нужны четкие вещи, а с ними разговаривают вот как: приезжайте к нам, у нас красивые места, - отметил Валерий Гаевский. - Многим муниципалитетам нужно уходить от эмоционального восприятия возможностей и приходить к рациональным вещам.
Еще выступавшие говорили о соперничестве между регионами за право разместить у себя иностранные и новые российские производства. На определенном этапе развития экономики такая тактика оправдывала себя, но сейчас это стало тормозом:
- Реальность такова, что в борьбе за привлечение инвесторов регионы одной страны превратились в конкурентов, - констатировал тверской губернатор Андрей Шевелев. - Но есть и другой резерв роста - это межрегиональное сотрудничество, которое открывает широкие горизонты для реализации масштабных проектов на основе слияния производственного, ресурсного и кадрового потенциала. В рамках этого сотрудничества можно создать межрегиональные кластеры.