01.07.2014 15:06
Рубрика: Дороги

Хорошо или дешево

Чтобы повысить качество дорог в СЗФО, нужна реформа ценообразования
В рамках первой конференции "Проблемные вопросы ценообразования и сметного нормирования в дорожной отрасли" эксперты составили проект резолюции в минтранс, в котором указали на необходимость введения единых расценок на строительство, а также стоимости работ при выполнении госзаказов.

Этому будет способствовать установление единичных расценок "удельно-стоимостных показателей" при формировании документации, взамен применения "громоздкого механизма ценообразования, действующего в настоящее время".

- Сейчас целенаправленной и постоянной работы по подсчету стоимости строительства километра российских дорог в Северо-Западном регионе и в России никто не проводит. Она ведется фрагментарно по отдельным дорожным объектам. В итоге никто толком и не знает, сколько должен стоить один километр дороги или строительство одной развязки. Из-за этого зачастую происходит путаница при составлении контрактов, указываются неверные суммы, и в дальнейшем строителям приходится или продолжать работать за свой счет, или просить дополнительных денег у заказчика, - рассказала заместитель генерального директора по ценообразованию ООО "Автодор-закупки" Наталия Кузнецова.

По мнению дорожников, необходимо разработать и ввести в действие законодательные документы, позволяющие гармонизировать процесс ценообразования во всех сферах дорожной отрасли. И главное, избежать противоречий в существующих и новых законодательных актах.

- Сегодня при строительстве или ремонте дороги можно столкнуться с ситуацией, когда становится непонятно, каким нормативным актом или документом стоит руководствоваться при оценке будущих работ. Это, кстати, особенно актуально для СЗФО, поскольку и Санкт-Петербург, и Ленобласть страдают большим количеством неотмененных актов. А местные чиновники редко реагируют на наши жалобы, - рассказал заместитель директора компании по ремонту дорог и теплосетей Илья Чернявкин.

Чтобы избежать возможных противоречий, было бы логично создать при минтрансе специальный центр, ответственный за проведение и формирование ценовой политики в дорожной отрасли. А при нем ввести единую систематизированную базу данных объектов-аналогов и "ценового банка данных". Тогда ни заказчик, ни строительная компания не смогут манипулировать с ценами при заключении контракта, повышая или понижая их.

- Когда в округе проходят аукционы по дорожным работам, в них часто побеждают не те компании, которые готовы предоставлять качественные услуги по ремонту и строительству дорог, а те, которые занижают их стоимость до предельного минимума и потом что-то недостраивают. Конкурировать с такими компаниями фактически невозможно, - говорит предприниматель Константин Верещин.

Поэтому в качестве меры борьбы с нечестной конкуренцией и долгостроями дорожники предлагают в своей резолюции разработать определенный минимум для аукционов, ниже которого цену опускать нельзя. Причем он должен быть никак не меньше, чем стоимость ремонта согласно стоимости всех отдельно взятых материалов плюс десять процентов от полученной суммы за работу и издержки.

Фактически компании таким образом смогут не только получить дополнительные гарантии благополучного завершения дорожных работ, но и законодательно увеличенную их стоимость. Впрочем, если верить участникам конференции, потеряв в деньгах, заказчик серьезно выиграет в качестве строительства.

Работы по подсчету стоимости строительства километра российских дорог в СЗФО никто не проводит

- Если заказчик рассчитывает получить качественный результат, то он должен быть готов к тому, что за него придется заплатить немалые деньги, при условии того, что ценообразование будет закреплено законодательно. Тогда строители не смогут больше рассчитывать на необоснованное повышение цен за свои услуги. Так что инициатива выгодна всем, - объяснил главный эксперт управления экономики строительства ЗАО "Институт "СТРОЙПРОЕКТ" Алексей Ямборисов.

Стоит отметить, что, по статистике, строительство дорог в СЗФО обходится на 15 процентов дороже, чем в большинстве регионов страны, а в целом в России цены выше, чем в большинстве европейских стран. Правда, дорожники с этими цифрами не согласны.

- Нельзя сопоставлять несопоставимые вещи. У нас в стоимость дороги включены затраты на подготовку территории - от 5 до 40 процентов от общих затрат. В США и Германии подготовка территории и перенос коммуникаций не включены в стоимость дороги. Поэтому считается, что в России дорогие дороги. В реальности часто их строительство почти убыточно для застройщиков, - отмечает заместитель генерального директора по ценообразованию ООО "Автодор-Закупки" Наталия Кузнецова.

Нельзя предсказать, как отнесутся к резолюции дорожных строителей в минтрансе, но сам факт, что предприниматели отрасли впервые собрались вместе, чтобы решить, что делать с ценообразованием, уже о многом говорит. Ведь если компании готовы себя в чем-то ограничивать и даже настаивают на этом, то, скорее всего, проблема действительно стоит остро. Вот только плохо, что в итоге речь идет о повышении стоимости, а не наоборот.