Минобрнауки разрабатывает программы переобучения водителей
Это уже второй комплект программ переподготовки водителей. Напомним, что еще 5 ноября прошлого года вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, которые ввели новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Помимо традиционных "А", "В", "С", "D", появились права на мопеды - категория "М". А также на трициклы и квадрициклы - "В1". Кроме того, традиционные категории поделены в зависимости от мощности, грузоподъемности и количества посадочных мест. То есть новая подкатегория "А1" дает право управлять легкими мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров. Подкатегория "С1" дает право на управление грузовиком с грузоподъемностью до 7,5 тонны. Подкатегория "D1" позволит сесть за руль автобуса с количеством посадочных мест, не превыщающим 16.
При этом открыть категорию "М" и "А1" можно с 16 лет, а категорию "А" - только с 18. Еще закон позволяет учиться и сдавать на машинах с автоматической трансмиссией. Тогда в правах будет ставиться отметка, что водитель имеет право управлять автомобилем только с автоматом.
Но как бы то ни было, а закон вовремя не заработал. Для его полноценного действия необходимы подзаконные акты - программы подготовки водителя, которые утверждаются приказом министерства образования. На основании этих программ автошколы должны обучать будущих водителей, а гаишники - проверять автошколы и выдавать заключение на соответствие их материальной базы требованиям к обучению. Результаты такой проверки станут основанием для выдачи лицензии на обучение водителей.
Сами основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств были разработаны еще в декабре прошлого года. Их всего 28. 16 - примерные программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств категорий и подкатегорий: "A", "B", "C", "D", "BE", "CE", "DE", "Tm", "Tb", "M", "A1", "B1", "C1", "D1", "C1E", "D1E". 10 - примерные программы переподготовки водителей транспортных средств с категории "В" на категорию "С", с категории "В" на подкатегорию "С1", с категории "В" на категорию "D", с категории "В" на подкатегорию "D1", с категории "С" на категорию "В", с категории "С" на категорию "D", с категории "С" на подкатегорию "D1", с категории "D" на категорию "В", с категории "D" на категорию "С", с категории "D" на подкатегорию "С1".
А также 2 примерные программы повышения квалификации водителей транспортных средств категорий "М", "А", подкатегорий "А1", "В1" с автоматической трансмиссией, категорий "В", "С", "D", подкатегорий "В1", "С1", "D1" с автоматической трансмиссией. То есть отучился человек на машине с автоматической коробкой передач, получил права с соответствующей отметкой. Но затем ему понадобилось водить машину с механикой. Для этого ему надо повысить свою квалификацию.
Но, как видим, программы переподготовки не охватывали весь спектр существующих категорий и подкатегорий. Поэтому и разрабатываются новые программы переподготовки водителей. Их, по идее, должно быть, как минимум 24. С "М" на "А", с "М" на "А1", с "М" на "В1", с "М" на "В", с "М" на "С1", с "М" на "С", с "А" на "В1", с "А1" на "А", с "А1" на "В1", с "В" на "В1", с "В1" на "А", с "В1" на "А1", с "С" на "В1", с "С1" на "В", с "С1" на "В1", с "D" на "В1", с "D" на "В1", c "D1" на "В1", с "С1" на "С", с "С1" на "D", с "С1" на "D1", с "D1" на "В", с "D1" на "С", с "D1" на "С1", с "D1" на "D".
Согласно им, чтобы пересесть с мопеда на мотоцикл, например, придется отучиться 24 часа. Этого достаточно. Ведь программы состоят из блоков. И основной блок - един для всех. Скутеристы его прошли, обучаясь на категорию "М".
Кстати
Перечень программ переподготовки водителей - это мнение редакции. Возможно их количество будет иным. Не все дано предугадать. Сразу ответим на вопрос: почему нет программ переподготовки на категорию "М" . Дело в том, что наличие любой открытой категории дает право на управление мопедами.
Напомним, что хотя основные программы подготовки водителей были разработаны еще в декабре, приказ об их утверждении пока не зарегистрирован в министерстве юстиции. По этой причине поправки в закон о безопасности дорожного движения до сих пор не работают. Какая судьба ждет новые программы переподготовки водителей, остается только гадать.