С уважением Александр Черняк, профессор, доктор исторических наук
Вот такое письмо пришло в "РГ". Напомню, мы уже не раз писали о трудностях, с которыми столкнулись ветераны. Но признавая, что, да, в начале года при запуске социальной карты нового поколения были проблемы, в департаменте информационных технологий заверили, что сейчас они позади. И вот - новый сигнал.
Звоню в управление соцзащиты района "Савеловский", куда с начала года, как на работу, ходит Александр Викентьевич Черняк. Социальную карту в Москве выдают на 5 лет. Прежде, если истекал срок ее действия, сотрудницы открывали шкафчик и доставали конверт с уже готовой картой. Ветерану - только расписаться в получении. На сей раз Черняк ходил за картой пять раз и все время слышал: "Не готово". Получил лишь на шестой раз.
- Новые карты в начале года и в самом деле не были готовы - мы не получили их от ГУП "Московский социальный регистр", который отвечает за их выпуск, - рассказала "РГ" руководитель управления Елена Шиллерова. - Поэтому выдавали по несколько раз временные удостоверения. Сейчас замену карт производим за 15 дней после обращения. Но возникла другая проблема - начали приходить обращения по поводу несрабатывания карт. Причем именно на железной дороге. Вот и у Александра Викентьевича, как показала проверка, сложности возникают на Киевском вокзале и на станциях, до которых он едет, - Крекшино и Кокошкино.
Да разве только у него! Из "Савеловского", по словам Шиллеровой, в "Моссоцрегистр" было направлено на экспертизу с февраля по май 47 карт. Пенсионеры получали новые, но у железнодорожного турникета или возле кассы снова загорался красный свет. В целом же по городу с жалобами в "Моссоцрегистр" обратились тысячи москвичей.
Впрочем, претензии к качеству самих карт, заказчиком которых являлся этот ГУП, его глава Даниил Титаренко отвергает:
- Разве возможно, что у двух операторов -в городском наземном транспорте и метрополитене - бракованная карта работает, а у третьего - нет? - говорит он. - А ведь именно это происходит: все жалобы - на Московскую железную дорогу и платформы Центральной пригородной пассажирской компании.
Сейчас на многих станциях можно увидеть объявление: "Гражданам - получателям социальных услуг в случае несрабатывания социальных карт, выпущенных в 2014 году, необходимо обратиться в ГУП "Московский социальный регистр". Ну а сотрудники ГУПа ездят с по станциям столичного пригорода и развозят свои наклейки с надписью: "Приложи ЧИПом сюда". Дело в том, что необученные работе с новыми картами кассиры ткнут картой в считывающее устройство далеко от антенны, и готов ответ ветерану: "Ваша карта не работает". Но главная проблема, по мнению Даниила Титаренко, в том, что обновлено еще не все оборудование с бесконтактными считывателями: турникеты, автоматы по продаже билетов, билетные кассы. Все это железнодорожники должны были модернизировать еще к 1 октября 2013 года.
После поступления многочисленных жалоб москвичей был назван новый срок технологического обновления - март, потом - середина июня... Руководитель службы по связям с общественностью ЦППК Илья Черняев заверил "РГ", что все зависящее от них будет сделано до конца июня. Этот же срок окончания нестыковок назвали редакции в пресс-службе департамента транспорта Москвы. Впрочем, справедливости ради замечу: лишь половина из 2866 несработавших новых карт, которые "Моссоцрегистр" получил на экспертизу, оказались исправными. Остальные пришлось перевыпускать. Так что в мытарствах ветеранов повинны не одни железнодорожники, но и изготовители карт.
Приступая к выпуску новой карты, городские власти понимали, что могут возникнуть проблемы. И, казалось бы, заранее предусмотрели, как сделать, чтобы это не ударило по москвичам. Договорились, что в случае, когда карта не сработает, контролерам смотреть на фото: если на ней владелец, то пропускать. Никакими потерями транспортным операторам это не грозило, город гарантировал, что оплатит количество поездок льготников по факту прошлого года. А платит за них бюджет, напомню, даже дороже, чем обычный пассажир за свой проезд. К примеру, поездка на скоростном поезде от Москвы до Лобни и обратно стоит 210 рублей, а за человека, имеющего право на бесплатный проезд, Москва платит 260 рублей. Так зачем тратиться на оборудование, на обучение персонала? Если же наладить точный учет, то еще не факт, что операторы останутся в плюсе. Вдруг нынешним холодным летом пенсионеры не очень-то будут рваться на дачу?
Реальность такова. Сейчас, если карта не сработала, бесплатный билет в большинстве случаев все-таки дают, но лишь после предъявления документа с правом на льготу. Казалось бы, в чем проблема? Ну, возьмет дедушка с собой лишнюю корочку! А вот социальные работники волнуются: "Мы предупреждаем всех: берите с собой только копии - люди пожилые, иные те же соцкарты по три раза в году теряют, а если ветеранское удостоверение потеряют, попробуй потом восстанови его", - говорит Елена Шиллерова.
И все-таки в том, что старые карты надо было менять на новые, в департаменте информационных технологий Москвы не сомневаются. Этого требовала прокуратура города: слишком много развелось фальшивок. Мошенники освоили производство магнитных карт так, что десятки фирм предлагали услуги по Интернету "по сходной цене". Более защищенную карту с чипом подделать сложнее. К тому же с ней можно записаться к врачу, а до конца года на эту же карту врач запишет и рецепт на лекарства, избавив стариков от страха потерять важную бумажку. За коммуналку по соцкарте платят без комиссии, а если положить на нее какую-то сумму денег, то автоматом пойдут 4% годовых...
Уже сейчас - 20 действующих сервисов, а к концу 2014 года их будет 40. Вот только бы самый главный - социальная карта как проездной на всех видах общественного транспорта- перестал барахлить.
Кстати
Пластик нового поколения получили пока в Москве 0,5 млн москвичей из 4,5 млн держателей столичных социальных карт. Планируется, что остальные обзаведутся ими в течение трех лет.