Вредны ли гаджеты? Может ли случиться так, что мы все больше и больше будем зависеть от них, пока они не поработят нас окончательно? Обсудим тему с президентом Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики, академиком РАН Александром Сиговым.
Мы быстро вошли в эту эру
- Здесь, в вашем кабинете, у вас при себе есть какие-нибудь гаджеты?
- Два телефона мобильных. Они теперь универсальные - там и диктофон, и все остальное, что нужно.
- Если вы вышли из дома, забыв мобильный телефон, вы вернетесь за ним?
- Были такие случаи несколько раз. Если возвращение домой за мобильным телефоном не грозит мне катастрофическим опозданием куда-то, то обязательно вернусь. Без мобильного телефона уже никуда. Мы быстро вошли в эту эру. Когда-то, лет десять назад, совершенно спокойно можно было без этого обходиться, а сегодня абсолютно невозможно.
- Вы ощущаете свою зависимость от айфона, айпэда, ноутбука?
- Да. Теперь все это вошло в бытовой обиход, стало таким же необходимым, как ботинки, рубашка, галстук.
- Я не вижу компьютера у вас на рабочем столе.
- Он в другой комнате. Пять минут назад я от него отошел.
- Другая комната - это комната отдыха?
- Называется так, но для меня она комната работы.
- А дома есть компьютер?
- Три. В том числе и ноутбук. И еще несколько айпэдов.
- Нужен ли современному человеку столь богатый ассортимент гаджетов?
- Думаю, нужен
- Не слишком ли их много?
- Вы хотите спросить, не порабощают ли нас эти вещи? Мне кажется, нет. Это просто удобные, подручные средства коммуникации, не больше. По крайней мере для меня.
Для многих это просто модные игрушки
- Производители гаджетов изобретают все новые и новые устройства, а мы жадно их потребляем. Здесь спрос диктуется предложением или наоборот?
- Я думаю, это процесс обоюдный. С одной стороны, спрос диктует предложение. С другой - производитель активно влияет на потребителя, формируя его интересы. Когда появилось 3D, никто сначала не понимал, что это такое, но потом многие увлеклись. Точнее, их увлекли, заманили: Apple вел активную, я бы даже сказал агрессивную, рекламную кампанию. Потребность людей в гаджетах постоянно растет, хотя для многих это просто модные игрушки, возможности которых далеко не всегда используются сполна.
- Иметь новый гаджет - это престижно?
- Да.
- Скоро выйдет шестой айфон, и все кинутся его покупать?
- Обязательно. Хотя реально он будет нужен, может быть, лишь одному проценту покупателей. Но всем хочется иметь новый. Производители гаджетов прекрасно это знают и учитывают психологию потребителей.
Компьютер сковывает мою мысль
- Детям нужны современные гаджеты? Я имею в виду собственные, а не позаимствованные у родителей.
- По-моему, нужны.
- У ваших внуков есть они?
- У меня трое внуков. Из них одна девочка шестнадцати лет. Она хорошо учится в школе, много читает. И она активно использует все возможности, какие дают ей айфон, айпэд, ноутбук. Им задают много всякого материала, который нужно получать или обрабатывать таким вот путем. Мне очень нравится, что с помощью современных электронных приспособлений моя внучка может, например, подготовить презентацию своей самостоятельной работы по какой-то теме. Раньше на это ушло бы не меньше недели, а теперь это можно сделать за несколько часов. А еще у меня двое совсем маленьких внуков - девочка и мальчик. Им по три года. И оба тоже не могут обходиться без этих вещей. Мальчик научился пользоваться простыми функциями компьютера раньше, чем начал говорить. Это кажется невероятным, но это так. В мое время, в пятидесятые годы, школьнику нужна была перьевая ручка, чернильница... Сейчас их заменяет айпэд, куда ученик может записывать домашние задания и все остальное, что ему требуется. Это значительно расширяет возможности человеческие. Я прекрасно помню, как писал докторскую диссертацию и сколько сил положил на ее техническое оформление. Нанимал машинисток. А текст был научный, о сложных проблемах физики твердого тела. Одна машинистка не понимала ничего, постоянно ошибки делала, пришлось найти другую, куда-то ездить на Красную Пресню, ночами писать, утром отвозить... А сегодня все это можно делать очень быстро. Можно, едучи в метро, какую-то мысль записать, потом ее перенести в статью. Конечно, все это сильно облегчило жизнь. При том, что для многих это еще и мода. Я не отношусь к людям, которые гонятся за модой, в частности, не могу читать электронные книги. Кроме того, когда я работаю над научной статьей, я не могу на компьютере ее писать.
- Вы ее от руки пишете?
- От руки. Иначе мысль не работает.
- Компьютер сковывает вашу мысль?
- Да.
- А потом сами набираете?
- Небольшие вещи сам набираю. Это еще и полезно: что-то смотришь, что-то поправляешь, какие-то новые идеи приходят. За компьютером я могу писать что-то более или менее знакомое или не требующее серьезных умственных затрат. А вот реально новую работу - не получается за компьютером. Как мне кажется, хорошие мысли приходят в голову, если пользуешься авторучкой.
- Все ваши научные работы написаны от руки?
- Да. Видимо, это уже неискоренимая привычка.
Некоторые настолько уходят в компьютерные игры, что жить не могут без этого
- Не превратятся ли люди в роботов, добровольно отдав себя во власть электронных игрушек?
- Уверен, что нет. Это постоянное расширение наших возможностей. Просто надо знать меру. Скажем, выпить рюмку водки - почему бы и нет. Но выпить бутылку - это, наверное, плохо. Точно так же и здесь: не надо "заболевать" гаджетами, надо просто пользоваться ими, когда требуется. А требуется постоянно.
- И поэтому возникает зависимость от них? Это уже своего рода наркотик?
- У некоторых - да. Я сорок с лишним лет работаю в высшей школе. Последние десять-пятнадцать приходилось иногда разрешать очень тяжелые ситуации. Студенты, особенно младших курсов, настолько увлекались всякими гаджетами, что учеба летела в сторону. Говорю совершенно серьезно: были случаи умственного помешательства.
- На этой почве?
- Да, на этой почве.
- Вы пытались вмешаться?
- Административно тут ничего не сделаешь. Пытался как-то по-отечески. Приглашал к себе, беседовал... И, наверное, в половине случаев мне удавалось повлиять.
- А много было случаев?
- Не каждый год, но десять-двенадцать я помню. Один мальчик, очень способный, в той группе, которую я непосредственно вел, на пятом курсе выбросился из окна. Но к этому все шло.
- Игровая компьютерная зависимость?
- Так конкретно трудно сказать, была ли она у него, но у некоторых она достаточно ярко выражена. Некоторые настолько уходят в компьютерные игры, что жить не могут без этого. Бросают занятия, не отрываются от компьютера ни днем ни ночью. Даже не всегда игра, а просто непрерывное взаимодействие с компьютером.
- Уход в виртуальный мир? Сознательное или безотчетное бегство от реальности?
- Возможно. А может быть, избавление таким путем от комплексов неполноценности.
- Компьютерная зависимость - это, на ваш взгляд, социальное или психическое заболевание?
- Сложный вопрос. Я склонен думать, что социальное. Видимо, какой-то человек ощущает себя слабым в реальном мире и поэтому уходит в мир виртуальный. Мне кажется, это основная причина. Но на это наслаивается еще много чего - неудачи в учебе или работе, семейные дрязги, неразделенная любовь... Но все же издержек разного года значительно меньше по сравнению с тем положительным, что дает нам компьютерный мир.
Открыл таблицу - посмотрел
- Если так пойдет дальше, не лишат ли нас гаджеты способности принимать самостоятельные решения?
- Не лишат. Они только могут облегчить нам принятие решения. Гаджеты дают тебе базис, а решения все равно ты принимаешь сам.
- Вы на собственном опыте это ощущаете?
- Я в меньшей степени от этого завишу. Но я знаю людей, которые более широко этим пользуются. Я тоже пользуюсь, но в основном живу своим умом. Видимо, это возраст.
- Кто-то считает, что гаджеты тормозят умственное развитие, поскольку облегчают процесс познания, получение информации. Вы так не думаете?
- Я бы не рискнул так утверждать. Мне встречались иностранные студенты (слава богу, русских таких пока не было), которые с большим трудом пользовались таблицей умножения. Они не могли сразу ответить, сколько будет трижды семь, для этого им нужно было достать калькулятор. Или с некоторыми раздумьями, колебаниями они находили ответ. И это были студенты высшей школы. Вот это, мне кажется, патология. Опять-таки, может, мы стоим одной ногой в прошлом - я имею в виду себя - и поэтому так относимся к людям, не умеющим быстро в уме перемножить семь на три. Ведь сейчас появились электронные устройства, помогающие твоему интеллекту, в чем-то даже продолжающие его. Раньше ты не только мог, но и должен был мгновенно в уме перемножить одно число на другое, а сейчас нажми кнопку - и так же мгновенно получишь ответ. Мне кажется, что при этом какие-то функции, связанные с тренировкой мозга, отмирают. И это печально. Хотя на том же Западе студенты, не знающие таблицы умножения, потом превращаются в высококвалифицированных инженеров, в хороших научных сотрудников. Но в рамках моих представлений о минимальной образованности мне поначалу было страшно с такими людьми иметь дело. Ну как это человек не знает, сколько будет синус 90 градусов. Говорит, надо посмотреть. Конечно, это пугало. Но я говорил себе: слушай, наверное, ты просто старорежимно мыслишь. Хотя... Вспомним великого физика Ландау, который однажды сказал: "Я не помню себя не умеющим интегрировать и дифференцировать". То есть фактически он сказал, что с трех лет интегрирует. Думаю, что это была шутка. Но именно владение математикой на уровне элементарной грамоты позволяло ему целые этапы в процессе рождения какой-то идеи проходить автоматически. Допустим, когда нужно было построить сравнительно простую математическую модель какого-либо физического явления и в результате получить новое знание. Он это мог проделать очень быстро и на уровне оценок найти новые физические результаты. А другой будет много дней искать точный математический результат и никогда к решению физической задачи не приблизится. Я это к тому, что если правильно наладить работу с гаджетами, то они помогут тебе быстро выполнить вспомогательную работу. Может, и не нужна излишняя нагрузка на мозг. Может, лучше думать над какими-то финальными результатами, а все остальное проходить автоматически. Ну, скажем, начиная с XVII века существовали таблицы логарифмов, потом появились таблицы тригонометрических функций. Стало ненужным помнить эти функции, вычислять. Открыл таблицу, посмотрел. Теперь очень многое, включая те же таблицы, у тебя в гаджетах.
- Позволив гаджетам обслуживать нас, не утратим ли мы какие-то элементарные навыки?
- Представим себе, что созданы какие-то прекрасные устройства для передвижения. И тогда человек может вообще разучиться ходить - атрофируются мышцы. В случае с гаджетами может произойти что-то подобное. А с другой стороны, кто-то скажет: ну и хорошо, у меня появится механическая коляска, которая будет меня переносить в трех измерениях с гораздо большей скоростью, чем пеший ход. Тут, в общем, как посмотреть.
- Не лишают ли нас гаджеты автономного существования?
- Лишают. Отберите у человека какой-нибудь гаджет - он будет чувствовать себя так, будто его голым выпустили на улицу. Сегодня молодые люди, оказавшись "безоружными", так себя и ощущают. Раньше они ходили на экзамены с телефонами и калькуляторами, причем вовсе не потому, что им были нужны шпаргалки. Сейчас им запретили приносить это на экзамен, и они чувствуют себя не в своей тарелке, не могут даже нормально делать то, что они умеют.
- Если гаджеты умеют делать почти все то же, что и мы, значит мы им эти навыки делегируем?
- Есть, например, множество роботов - помощников человека в быту, на производстве. И сегодня речь идет уже не только о гаджетах как таковых, а о создании "гаджетированной" среды обитания, которая была бы умной, интеллектуальной. Чтобы, допустим, ты пришел - и у тебя не просто свет загорелся при появлении в комнате, а еще тут же возникли какие-то дополнительные новые возможности. Есть такие проекты, когда электронные устройства готовы за тебя выполнять не отдельные функции, а одновременно целые совокупности функций. И, наверное, это очень хорошо.
В нашем университете есть виртуальные лаборатории и даже виртуальные кафедры.
- Как, на ваш взгляд, выглядит Россия на мировом фоне с точки зрения технологической оснащенности?
- Мне приходится общаться с руководителями промышленных предприятий за рубежом. Конечно, у нас большое отставание. Лет десять назад я много занимался вопросами использования компьютерных технологий в социальной сфере - это паспортизация, документооборот и прочее. Знакомился с опытом Швеции, Англии, Франции. Уже тогда был виден большой разрыв в технологическом развитии между этими странами и Россией. А сегодня этот разрыв увеличился.
- Как вы относитесь к идее онлайн-университетов, которые появились и в России?
- Смотря чему учить. Экономику так можно выучить. Историю - тоже. Даже математику, наверное, можно. Но, скажем, в химии, биологии, физике создать полноценного специалиста только таким способом, исключив все остальные формы обучения, весьма сложно. В нашем университете есть виртуальные лаборатории и даже виртуальные кафедры. Студент может, сидя дома, войти на кафедру, зажечь свет в лаборатории, включить приборы, поставить эксперимент, провести измерения, обработать их. А потом встретиться с преподавателем, сдать ему результаты этих измерений. Я думаю, это полезно и в каких-то случаях необходимо. Но только в сочетании с традиционными формами обучения, при непосредственном общении с живым профессором.
Гаджеты были во все времена
- Создание "гаджетированной" среды, о которой вы говорите, наверняка будет иметь социальные последствия. Какие, на ваш взгляд?
- По-моему, сегодня это, скорее, почва для научной фантастики, чем для разумных предсказаний. Тут очень много чего может быть и плохого, и хорошего.
- Вы бы не взялись то и другое предсказать конкретно?
- Нет. Все предсказания ущербны. Никакие из них, кроме чисто технических, технологических, не сбываются никогда.
- Как вы думаете, создатели новых компьютерных технологий сознают социальные последствия своих изобретений?
- Не знаю. Скажем, отцы-основатели Apple думали об этом. Но в целом, мне кажется, мало кто об этом задумывается. Все-таки больше думают о реальных технических возможностях и непрерывном их развитии. И конечно, важна коммерческая составляющая.
- Как вам видится продолжение компьютерной эры?
- Облегчится бытовая, повседневная жизнь. Упростится реализация многих функций в промышленности, бизнесе. Рационализируется взаимодействие рядового гражданина с органами власти. Все это уже и сейчас происходит, хотя не так быстро, как хотелось бы. Рано или поздно интеллектуальная среда, в которую мы постепенно, очень медленно входим, существенно изменит нашу жизнь к лучшему. Но принесет и немало опасностей.
- Говорят, что XXI век - это век гаджетов. Вы согласны с таким утверждением?
- Гаджеты были во все времена. Что такое карманные часы на цепочке, тот самый "недремлющий брегет", который "прозванивал обед" Онегину? Это ведь гаджет. А серебряный портсигар? А записная книжка? У каждой эпохи свои гаджеты.
- Все же не поработят они нас в XXI веке? Или уже поздно рассуждать об этом?
- Да, рассуждать поздно, мы в эпохе гаджетов живем. Но они нас никогда не поработят.