07.07.2014 23:42
    Поделиться

    Только 10 процентов россиян совершают онлайн-покупки с телефонов

    Мобильный шопинг в Россию не спешит
    Вы идете по улице, и вам захотелось кофе. Вы запускаете приложение на смартфоне, за несколько секунд делаете заказ в ближайшей кофейне и оплачиваете его одним нажатием кнопки. Несколько минут до кафе - достаете телефон из кармана, показываете и получаете свой заказ. Это уже реальность.

    В развитых странах, особенно в США, смартфоны серьезно подстегнули развитие онлайн-торговли: мобильный шопинг становится неотъемлемой частью жизни. Возьмите любую внятную концепцию шопинга будущего - как правило, все они основаны на возможностях смартфона или планшета, будь то онлайн-покупки или использование телефона как сканера.

    По прошлогодним данным Nielsen, минимум 24% онлайн-покупок в США совершалось со смартфонов, а при сохранении текущих темпов роста эта доля в этом году превысит 30%. Зарубежные интернет-магазины один за другим запускают собственные мобильные приложения, причем у Amazon, к примеру, их уже несколько: обычное приложение для покупателей, позволяющее делать покупки, приложение для продавцов, использующих Amazon как маркетплейс, и приложение для покупателей, позволяющее сканировать товары в офлайн-магазинах, чтобы проверить цену и заказать их в онлайне.

    В России эпоха мобильного шопинга еще не настала. Доля оплаты онлайн-покупок с телефонов у нас очень мала: по самым оптимистичным оценкам, не более 10%. Россияне пока предпочитают через Интернет оплачивать привычные услуги, например, услуги связи - на них приходится 54% в общем обороте отрасли, на втором месте денежные переводы, в том числе погашение кредитов, которые занимают долю в 15%. Топ-3 замыкают услуги ЖКХ, обеспечивающие 10% оборота платежных сервисов.

    Причин, почему Россия отстает от западного тренда, много, и прежде всего это незаинтересованность самих интернет-магазинов, которым хватает имеющихся возможностей. Во-первых, российские потребители никак не отойдут от привычки расплачиваться наличными деньгами, а онлайн-магазины, соответственно, от привычки принимать только "кэш". Во-вторых, у большинства наших потребителей пока нет опыта повседневного онлайн-шопинга: на рынке электронной коммерции по-прежнему лидирует электроника, к покупке которой тщательно готовятся, сидя в Интернете.

    Cравним это с европейскими и американскими реалиями. Привычка расплачиваться "кэшем" давно в прошлом, основная часть онлайн-покупок оплачивается вперед безналом, а в отдельных случаях - безналом после (то есть ты сначала получаешь товар, а потом тебе приходит за него счет). Причина в том, что там принципиально другой уровень доверия между продавцом и покупателем. Потребитель, оплачивая товар вперед, может быть уверен в том, что товар доставят, это будет сделано вовремя (а если нет - ему компенсируют стоимость доставки), он всегда сможет без проблем отправить товар назад (часто за счет продавца) и получить за него деньги обратно. Многие магазины осуществляют доставку в день заказа. Неудивительно, что в онлайне там покупают все подряд, вплоть до кока-колы и пряников. Причем доля спонтанных покупок достаточно велика. Общие объемы интернет-торговли выше в разы, так как она развита не только в крупных городах, но и в маленьких поселках и отдаленных от центра регионах.

    Теперь переходим к мобильному шопингу - смартфоны и планшеты созданы для того, чтобы их носить с собой, а при некоторых обстоятельствах они гораздо удобнее стационарного компьютера. Находясь в транспорте по дороге на работу, можно совершить покупку и тем же вечером ее получить. Плюс изобретательный маркетинг. Типичная акция в онлайн-магазине в России в лучшем случае длится один день, а чаще всего - неделю, когда потребитель может тысячу раз все обдумать и передумать. Приведу пример акций зарубежных онлайн-магазинов во время "черной пятницы" или рождественских распродаж: компании заранее объявляют, что на определенные товары будут скидки, но предложение будет действительно в течение нескольких часов. Азарт подогревается настолько, что товар, акция на который должна продлиться два часа, расхватывают в течение десяти минут. И можно предположить, что люди не бегут ради этого к компьютеру, а просто достают смартфон. Можно добавить еще такие объяснения популярности мобильного шопинга, как более высокий уровень качества мобильного Интернета, а также уровень доверия к безопасности онлайн-платежей.

    Но это вовсе не значит, что мы все должны забыть про мобильное направление. Уже сейчас есть факторы, указывающие на то, что мобильный шопинг станет частью и нашей жизни: растет количество транзакций по банковским картам, количество интернет-пользователей, растет спрос на покупки товаров повседневного спроса в онлайне - косметики, одежды и обуви (по различным оценкам, рост за прошлый год составил около 20%). Медленно, но верно появляются онлайн-магазины, торгующие продуктами питания. И мы все чаще встречаем понимание со стороны интернет-магазинов того, что мобильный шопинг нужно развивать, потому что это удобно для потребителя и выгодно для продавца.

    Поделиться