08.07.2014 00:40

Грейдер едет в кювет

Стройтехнику пора обновлять
Российская автомобильная отрасль находится в наихудшем по сравнению с послекризисным периодом положении. Продажи падают по всем сегментам - от легковых авто до коммерческого транспорта. На экстренном внеочередном заседании экспертного совета по инновационному развитию автопрома и спецтехники при Комитете Государственной думы по промышленности эксперты обсудили возможные меры по выводу отрасли из кризиса.

Председатель экспертного совета, член Комитета Государственной Думы по промышленности Альфия Когогина заявила, что первое полугодие 2014 года авторынок завершил с наихудшими показателями со времен кризиса 2009 года. По итогам мая продажи всех автомобилей по сравнению с 2013 годом сократились на 12,5%. По результатам пяти месяцев падение составило 6%. Легковых автомобилей в мае продано на 10% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, а за пять месяцев 2014 года падение составило 4,5%. Рынок грузовых автомобилей сжался на 17%. Но хуже всего ощущает себя рынок легкого коммерческого транспорта и автобусов, падение которого составило более 20% за январь - май.

- Очевиден негативный тренд на снижение, который начался в конце 2012 года, - отметила Альфия Когогина. - Основные факторы, оказывающие давление на авторынок: общее отсутствие роста экономики и сохраняющаяся потребительская неуверенность, высокие ставки по автокредитованию и отсутствие комплексного подхода со стороны правительства к решению проблем. Общая оценка ситуации развития автомобильного рынка - пессимистичная.

Сами участники рынка прогнозируют в 2014 году падение в разных сегментах рынка на 10-40% по отношению к 2013 году. И это при том, что в прошлом году уже существенно упали объемы продаж. Многие автопроизводители ожидают отрицательных финансовых результатов по итогам года, а также сомневаются в своевременности реализации мер господдержки. Основания для этого у них есть. По оценке Объединения автопроизводителей России, уровень реального выполнения министерствами и ведомствами поручений президента и премьер-министра, данных ими на совещаниях по автопрому в 2012-2013 годах, не превышает и половины.

Напомним, что первое из них - это поручение Владимира Путина, данное на совещании в Тольятти 4 апреля 2012 года. Некоторые пункты поручения были весьма успешно реализованы, например, о возмещении части затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию инвестиционных и инновационных проектов, об утилизационном сборе, экологическая направленность которого способствовала стимулированию производства. Успешно была проведена в 2012 году программа субсидирования закупок в регионах автобусов, работающих на газомоторном топливе.

Однако, по мнению участников заседания, большинство поручений не выполнено.

Речь идет об установлении приоритета российской автомобильной техники при госзакупках, а также о трансформации транспортного налога, предполагающей введение повышенных коэффициентов для автомобильной техники низких экологических классов. Не удается также пока воплотить в жизнь концепцию ограничения сроков эксплуатации коммерческой техники, которая могла стать очень мощным драйвером роста рынка автомобилей, способствовать улучшению транспортной и экологической безопасности на дорогах. Аналогичная ситуация сложилась и с другими принципиальными поручениями в сфере автопрома - это госзакупки, ограничение сроков эксплуатации коммерческой техники, введение экологических коэффициентов транспортного налога.

Однако, по мнению участников рынка, есть и положительные тенденции. В 2013 году хороший эффект дало возобновление программы льготного автокредитования, что позволило увеличить продажи легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков. На 2014 год запланирована пролонгация программы субсидирования закупок техники, работающей на природном газе. Необходимые средства заложены в бюджет на 2014 год. Полная и своевременная реализация поручений президента и правительства по совокупности могла бы увеличить реализацию в 2014 году легковых автомобилей более чем на 100 тыс. единиц, грузовых - до 30-40 тыс., автобусов - до 20 тыс. единиц.

- Самая сложная ситуация складывается с коммерческим транспортом, это первый индикатор на состояние дел экономики в целом, - отметил исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин. - У нас сегодня, несмотря на массу национальных проектов, связанных со строительством, не растет спрос на отечественные коммерческие автомобили. И это является причиной принимать жесткие решения по налаживанию госзакупок. Там, где государство вкладывает свои деньги, как правило, эксплуатируются автомобили иностранного производства. А ситуация должна быть противоположной: там, где государственных денег больше, чем 20%, в обязательном порядке должна использоваться именно российская техника - разумеется, если таковая есть в наличии. Да, у нас нет, например, асфальто- и бетоноукладчиков дорожного полотна отечественного производства. Но это означает лишь то, что мы должны наладить у себя в стране их производство. Но у нас есть свои самосвалы, краны, грейдеры - их и надо использовать при реализации государственных строительных проектов. Причем я не говорю, что надо брать только российские бренды - у нас достаточна локализация крупных мировых автопроизводителей, им тоже следует давать доступ на рынок как российским производителям.