Чем еще Россия готова удивить и какие товары отечественных производителей котируются на внешних рынках? На эти и другие вопросы "РГ" ответил заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов.
Георгий Владимирович, расскажите о самых необычных экземплярах "Иннопрома". Желательно российского производства...
Георгий Каламанов: Одна из компаний выставляет полномасштабную модель вагона метро модульной сборки. Новый поезд с такими вагонами развивает скорость до 90 километров в час. Срок службы вагонов рассчитан на 30 лет. А их дизайн и "начинка" самые современные: климатическое оборудование, видеонаблюдение, системы пожаропредупреждения, удобный вход и выход, в том числе для инвалидов.
И впервые в России придуман и сделан ультрасовременный "космический трамвай" из композитных материалов с антибактериальными поручнями. Его неофициальное название "айфон на рельсах". Он более экономичный, удобный и современный, чем все его западные аналоги.
"Российское технологическое агентство" при поддержке минпромторга представит лучшие разработки в области робототехники - "земных" и "космических" роботов. Первый - универсальный антропоморфный AR-600E - может использоваться в оборонной промышленности, домашнем хозяйстве, на сельхозработах, в медицине, науке, образовании. Словом, на все руки мастер. Второй робот космического назначения - SAR-401 - предназначен для работ с объектами сложной формы. На самом деле необычных инновационных разработок достаточно много.
А чем продиктована "интеллектуальная" тематика нынешней выставки?
Георгий Каламанов: Сегодня индустриально развитые страны обсуждают четвертую промышленную революцию, переход к новой технологической эпохе. Возникновение новых "умных" отраслей промышленности, таких как робототехника, автоматизация производства, инжиниринг, энергоэффективность, разработка новых материалов и композитов, IT-технологии и технологическое образование, определяют повестку дискуссий на крупнейших промышленных форумах мира. И Екатеринбург в их числе. Здесь состоится ряд мировых и российских премьер, презентация новейшей продукции целого ряда компаний.
Что планируется обсуждать в рамках деловой программы?
Георгий Каламанов: Наиболее важные вопросы - о международной кооперации в создании инжиринговых центров, техническом регулировании и стандартизации, использовании мирового опыта по созданию конкурентоспособных индустриальных парков, разработке и внедрении новых технологий в промышленной логистике и так далее.
На "Иннопроме" предусмотрено более ста дискуссий и "круглых столов". Самые ожидаемые - пленарное заседание "Промышленность в поисках интеллекта: глобальные тренды и специфика России", прогноз-сессия "Машины будущего". Международная конференция "Автоматизация и роботы в транспортном машиностроении" тоже аншлаговая.
Также в Екатеринбурге состоится первое заседание Стратегического совета по инвестициям в новые отрасли российской промышленности, "круглый стол" по новой промышленной политике России.
Сколько, кстати, иностранных компаний приедут на "Иннопром"?
Георгий Каламанов: Мы ждем более 50 компаний из 70 стран мира, причем все бренды - "знаковые". Традиционно участниками выставки станут международные и российские ассоциации, отраслевые союзы, торговые палаты: Российский союз промышленников и предпринимателей, Фонд "Центр стратегического развития", Российско-германская внешнеторговая палата, Ассоциация индустриальных парков, Фонд "Сколково", Итало-российская торговая палата, Российско-арабский деловой совет.
Георгий Владимирович, какие российские товары в целом сегодня востребованы и конкурентоспособны на международных рынках?
Георгий Каламанов: Спросом на внешнем рынке пользуется, например, продукция аэрокосмической промышленности, товары энергетического машиностроения (паровые, гидравлические и газовые турбины), оборудование для атомных и гидроэлектростанций, отдельные виды вагоностроительной и автомобильной продукции, товары черной и цветной металлургии, удобрения. Конечно, большая часть экспорта высокотехнологичных товаров - это продукция оборонно-промышленного комплекса.
Если посмотреть на данные таможенной статистики за 2013 год, то можно увидеть заметный рост экспорта по автомобилестроительной, авиационной и судостроительной отраслям.
Интересно, кто главный потребитель экспортной продукции "АвтоВАЗа"?
Георгий Каламанов: Основная доля экспорта российского "АвтоВАЗа", 72 процента, приходится на Казахстан, где в 2013 году продажи выросли на 66 процентов - до 57 037 автомобилей. На фоне такого роста эксперты дают весьма оптимистичные прогнозы. Предприятие реально может произвести на экспорт для стран СНГ один миллион авто за три-пять лет, поскольку рынки СНГ стремительно развиваются.
Из чего состоит план государственной поддержки экспорта? И какие механизмы поддержки экспорта уже прижились?
Георгий Каламанов: У нас действует дорожная карта "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", которая помогает не только увеличивать физические объемы экспорта, но и диверсифицировать его. Положительные сдвиги по формированию и росту экспорта есть. В России созданы все основные институты поддержки экспорта: его страхование, предоставление госгарантий, выдача экспортных кредитов иностранным покупателям российской продукции, предоставление кредитов иностранным государствам по межправительственным соглашениям, бизнес-миссии, торговые представительства. Например, экспортное кредитование иностранных покупателей направлено в первую очередь на стимулирование спроса на отечественную высокотехнологичную продукцию, увеличение ее доли на внешних рынках.
Какую роль играют сейчас бизнес-миссии, говорят, они набирают популярность среди компаний, ориентированных на экспортные контракты?
Георгий Каламанов: Минэкономразвития совместно с торговыми представительствами в других государствах организует для российских компаний и регионов бизнес-миссии за рубеж для внешнеэкономических сделок. Цель - продвижение за границей российских машин, оборудования, транспортных средств. Показатели эффективности бизнес-миссии - последующее заключение соглашений, меморандумов, контрактов или договоров.
Какие суммы направляются на страхование коммерческих и политических рисков наших экспортеров?
Георгий Каламанов: Страховая сумма по договорам страхования, заключенным Агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, в 2013 году составила 25,8 миллиарда рублей. На 1 апреля 2014 года это уже 35,6 миллиарда рублей. То есть здесь явная тенденция к росту.
Правительство частично финансирует российские экспозиции. Как вы оцениваете их эффективность? На какие предстоящие международные промышленные выставки, ярмарки делает ставку кабмин и почему?
Георгий Каламанов: Участие в выставках за рубежом является, пожалуй, одним из самых действенных инструментов продвижения продукции наших производителей на внешние рынки. И дает хороший информационный повод для многократного упоминания о России, наших компаниях и организациях в позитивном контексте. Их активное участие в выставочных мероприятиях способствует укреплению позиций страны на мировых рынках.
В 2014-2015 годах на деньги федерального бюджета российские экспозиции будут представлены на таких крупных выставках, как, например, Китайская международная выставка оптоэлектроники "Чайна Интернешнл Оптоэлектроник ЭКСПО-2014", она пройдет 2-5 сентября 2014 года в Шэньчжэне. Интерес представляет Международная промышленная выставка Вьетнама "ВИИФ-2014", проходящая 17-21 октября 2014 года в Ханое. Едем мы в ноябре и на Гаванскую ярмарку "ФИХАВ-2014" на Кубе. Всемирная универсальная выставка "ЭКСПО-2015" состоится в мае - октябре 2015 года в Милане. На этих площадках, как правило, проходят многочисленные переговоры, подписываются контракты и соглашения, обсуждается проблематика создания совместных производств, планируются визиты на российские и зарубежные предприятия.