Поправки в Законе об ОСАГО вызывают вопросы у автостраховщиков
Основные обновления
•Увеличены границы страховых выплат, в том числе и при европротоколе;
•Ответственность по возмещению ущерба теперь ляжет только на страховую компанию, с которой заключен договор;
•За необоснованный отказ в ОСАГО или предложение "добровольно" приобрести дополнительную страховку или просрочки выплат, компании будут подвергаться штрафным санкциям;
•Определен порядок отзыва лицензий у страховых компаний и исключения из РСА;
•Банк России должен утвердить новую стоимость полиса ОСАГО с 1 сентября 2014 года, при этом обозначат границы, в пределах которых страховщики могут менять тариф;
•Полисы теперь можно будет купить в любом отделении или офисе страховой компании;
•Особое внимание уделено внесению информации о заключенных договорах в АИС РСА - для этого установлен однодневный срок. В договор в обязательном порядке вносятся данные о Кбм и прохождении техосмотра;
•Установлена альтернатива страховым выплатам - направление клиента на ремонт в тот автосервис, с которым компания заключила договор;
•Будет также утверждена общая методика независимой технической экспертизы, при этом участвовать в ней будут аттестованные специалисты;
Изменения, которые вступят в силу в 2015 году
•Введение электронных полисов;
•Создание единой информационной системы, которая будет включать страховые истории всех клиентов по ОСАГО, КАСКО и ДСАГО. Эта система будет интегрирована с АИС РСА.
Информационная проблема: кто виноват?
В целом поправки носят положительный характер, но всех проблем новый закон все-таки не решает. В частности, далеко не безупречна работа АИС РСА: в базе много ошибочных данных. Кроме того, страховые компании не подали или подали поздно сведения о скидках. Это приводит к тому, что клиенты остаются без скидок за безаварийную езду, и такое положение практически сводит к нулю все положительные изменения в законе. С недобросовестными страховщиками можно и нужно бороться.
Скидки для автовладельцев: как исправить ситуацию
Достаточно набрать в поисковиках запрос "РСА Кбм", и сразу же найдется несколько онлайн сервисов, где можно проверить свою скидку по ОСАГО. Автовладелец найдет свой Коэффициент бонус-малус в базе АИС РСА, убедится в том, что ему положена скидка и сохранит результаты запроса.
Если же КБм в базе не найден и клиенту возвращен стандартный класс, значит, страховщик его туда не направил, и тогда предстоит борьба за свои права на пропавшую скидку.
Какие действия следует предпринять? Об этом можно узнать на сайте СтраховаяБиржа.рф.
По данным портала, страховая история испорчена у 30% автовладельцев, и причина этого - не ДТП, а недобросовестность страховых компаний, которые "забыли" вовремя внести данные.
Ситуация грозит неприятными последствиями для водителей: Правительство планирует использовать информацию о КБм не только для ОСАГО, но и при расчете КАСКО. Отсутствие данных дважды ударит по карманам автовладельцев.
Внесение правильных данных о клиентах в АИС РСА - прямая обязанность страховых компаний, и поправка к закону дает им на это всего один день. До сих пор страховщики эту обязанность выполняли далеко не всегда. Автовладелец может взять дело в свои руки: во-первых, напомнить компании о выполнении обязательств (на портале Страховаябиржа.рф можно скачать шаблоны заявлений и заполнить их), а во-вторых, регулярно проверять наличие своего КБм в базе данных.
Куда пожаловаться
А что делать, если страховщик не реагирует на заявления клиента и не исправляет скидку? Направить жалобу в РСА онлайн, заполнив специальную форму, а также в Отдел по защите прав потребителей - закон на стороне автовладельца.
Почему так важно сохранить положительную страховую историю? По ОСАГО за безаварийную езду предоставляется скидка до 50%. Это составляет 1500-5000 рублей. Если же воспользоваться любым КАСКО калькулятором на сайтах страховых компаний, можно увидеть, что для водителя, имевшего в прошедшем году аварии, стоимость полиса увеличится на 10-40 тысяч рублей.