Как быстро вы узнаете о ЧП?
Владимир Степанов: Любая ситуация, на первый взгляд даже безобидная, минут через 20-40 уже может потребовать серьезного реагирования многих служб. Поэтому мы, выстраивая систему, постарались добиться того, чтобы в течение десяти минут первая информация с места ЧС доходила до Национального антикризисного центра МЧС.
Особенность Центра заключается в привлечении к процессу не только служб, но еще и населения: любая информация, даже непроверенная, часто идет через нас.
Как родилась идея создания Антикризисного центра МЧС ?
Владимир Степанов: Идея была оригинальная. У нас в стране всегда было организованно взаимодействие оперативных служб, подразделений полиции, "Скорой помощи", пожарной охраны и Горгаза. Но риски, которые стали появляться, и чрезвычайные ситуации, особенно крупномасштабные, подтолкнули нас к необходимости более четкой координации, потому что серьезные наводнения, землетрясения и другие бедствия требуют сплоченной работы огромного коллектива, часть которого выходит за рамки оперативных служб.
Поэтому идея создания Центра была реализована с учетом того, что требовался какой-то стержень при организации этой работы, который позволял бы координировать все вопросы и управлять ими.
Нами был изучен опыт всех стран, располагающих подобными структурами. И, как показал анализ, везде система управления выстроена по-разному. Например, в Германии на уровне республики они собираются и организовывают работу один раз в год, два, три, в зависимости от того, когда наступит какая-то ситуация федерального уровня. Там зарезервированы небольшие помещения, что осложняет работу. Они друг друга порой не слышат, не понимают, не могут найти совместное решение поставленной задачи. Во многих странах именно такой принцип.
Наши плюсы в том, что мы 24 часа находимся в рабочем состоянии. У нас не бывает так, чтобы люди собирались только тогда, когда что-то случается. Мы пошли по иному пути, и такого построения системы управления, как у нас, в мире больше нет.
Сколько времени прошло от идеи создания Центра до ее реализации?
Владимир Степанов: Я бы сказал, что вести отчет нужно не от идеи, а от принятых решений. Идея была у руководства министерства еще лет 20 назад, но реализация наступила в 2008 году с момента Указа президента о создании Национального центра. Здание было построено в грандиозно короткие сроки - практически за год. Но здесь же самое главное не стены, а то, что внутри, - "начинка", то, что позволяет Центру решать стоящие задачи.
Для реализации идеи были подключены многие научные учреждения, учебные заведения. Мы очень плотно начали работать с министерствами и ведомствами по созданию у них таких же центров.
И за последние пять лет они созданы практически везде. Выстраивались вертикаль и горизонталь управления. Похоже на ствол дерева, слева и справа от которого министерства, ведомства, федеральные агентства, которые в едином формате сегодня организуют работу. Нами заключено более 30 регламентов об информационном обмене, в рамках этого функционируют более 20 ситуационных центров.
Для понимания, о каком объеме информации идет речь, приведу пару цифр. В 2013 году наши дежурные реагировали более чем на 30 тысяч оперативных событий. Соответственно, таким же был информационный обмен между оперативными дежурными. А в рамках международного сотрудничества обмен информацией по уточнению обстановки осуществлялся более чем в 4 тысячах случаях. На территории России за год произошли 332 чрезвычайные ситуации, каждая из которых находилась на постоянном контроле нашего Центра.
Как деятельность Центра помогает в профилактической работе? К вам стекаются какие-либо прогнозы?
Владимир Степанов: Прогнозы готовит Центр по мониторингу и прогнозированию ЧС "Антистихия", работа которого выстроена так, что в ней принимают участие все министерства и ведомства, используется информация различных систем контроля, учитываются многолетние наблюдения, история как природных, так и техногенных ЧС. Также работают региональные и территориальные центры мониторинга и прогнозирования ЧС .
Прогнозы делают по шести периодам: долгосрочный прогноз дается на год, а долгосрочный прогноз циклических ЧС - на сезон, составляют прогнозы также на месяц, на неделю и на сутки. Прогноз на период менее 24 часов - это уже экстренное предупреждение.
Как вы работаете с информацией, поступающей с орбитальной спутниковой группировки?
Владимир Степанов: Мы владеем информацией по всем вопросам жизнедеятельности. Прием информации с 10 космических аппаратов ведут 31 станция. Не позднее полутора часов информация обрабатывается и передается главам муниципальных образований и в пожарные гарнизоны с одновременным размещением ее в георесурсах Национального центра "Каскад" и "Космоплан".
Совместно с Роскосмосом мы работаем над усовершенствованием технических характеристик спутников, которые нам максимально помогали бы, вписываясь в нашу систему предупреждения и ликвидации ЧС.
Какие еще системы используются в работе Центра?
Владимир Степанов: Сегодня в распоряжении Национального центра имеются более пятидесяти систем, благодаря которым принимаются быстрые и эффективные решения. Например, на основе космического мониторинга работают системы контроля за ледовой и пожарной обстановкой.
Благодаря работе системы "Каскад" мы в режиме реального времени видим данные, о том, что где-то возникает повышение температуры почвы. Четыре раза спутник проходит над территорией нашей страны, и каждый раз данные автоматически сбрасываются и попадают в определенную систему, которая показывает, есть ли рядом какие-то населенные пункты. Это дает нам возможность предупредить все органы власти на территории субъекта, муниципальных образований, и руководители, имея эту информацию, могут принимать необходимые меры, в том числе и по предупреждению.
Мы продолжаем развитие таких систем, как КСЭОН - комплексная система экстренного оповещения населения. У нас сегодня более 60 миллионов граждан могут мгновенно получить доступ к той или иной информации через терминальные комплексы, которые расположены в местах массового пребывания людей: в аэропортах, на вокзалах и так далее.
Мы пользуемся системой ГЛОНАСС, благодаря которой видим все передвигающиеся транспортные средства, в том числе и оперативных служб. Это позволяет максимально автоматизировать весь процесс управления мобильными силами и средствами оперативных служб, привлекаемых для устранения ЧС.
У нас есть Автоматизированная система радиационного контроля - АСКРО, которая была разработана предприятием "Росатом". Мы в режиме реального времени можем увидеть радиационный фон в 30-километровых зонах наших атомных станций и многие другие параметры, причем эта возможность доступна даже любому гражданину. Есть система радиационного контроля над территориями, которые были подвержены распространению радиации после аварии на Чернобыльской АЭС.
В режиме реального времени состояние воздушных масс отслеживает система "ЛИДАР", которая состоит из нескольких станций, расположенных на территории Москвы.
На Дальнем Востоке имеется система предупреждения о цунами. Она положительно зарекомендовала себя при недавнем серьезном землетрясении в Японии. К нам же тоже шла волна цунами полтора-два метра. И именно эта система, сработав, позволила избежать вообще каких-либо последствий, и работает она по всему побережью Дальнего Востока.
С учетом развивающегося общества и технологий развиваемся и мы. Возьмем, к примеру, систему контроля за движением на дорогах. Три года назад на трассе "Москва - Санкт-Петербург" было серьезно затруднено движение. После этого были приняты определенные решения. И теперь на всех федеральных трассах установлена система контроля. Мы в режиме реального времени можем увидеть, что происходит на дорогах. Особенно это важно в тех местах, где осложнено движение: на подъемах и на спусках. Эта система введена по линии минтранса. Она позволяет следить за состоянием тоннелей, что тоже очень важно.
Мы постоянно работаем по усовершенствованию программ и разработке систем. В этом участвуют наши учебные учреждения. И каждый год три - пять новых систем разного уровня добавляются к вышеупомянутым пятидесяти.
Какую систему хотели бы запустить в ближайшем будущем?
Владимир Степанов: Мы сейчас ставим перед собой, пожалуй, самую сложную задачу, - выйти на новый уровень управления, смысл которого заключается в том, что все работающие у нас системы необходимо объединить в одну, чтобы каждая из систем срабатывала в нужное время и в нужном месте. И чтобы из каждой системы, в зависимости от происходящей ситуации, мы могли взять ту информацию, которая нужна именно в эту минуту. Вот, к примеру, система видеоконтроля должна автоматически дать сигнал для включения именно той камеры, которая находится на нужной улице. Есть системы, использующие датчики контроля, к примеру, за радиационной или химической обстановкой - они экстренно должны дать знать об изменениях. Также отслеживается погода, температура и всё, что способствует развитию ЧС.
Задействуются все ближайшие системы оповещения, которые автоматически должны включиться в эту работу. В совокупности всех вышеперечисленных систем на выходе должно получиться то решение, которое позволяет включить все ресурсы, обеспечивающие безопасность.
Мы пять лет над этим работаем и уже объединили порядка 5 систем, но эту задумку нужно постоянно совершенствовать, потому что появляются новые системы, меняется программное обеспечение.
Как выглядит работа Центра, например, в 3 часа ночи?
Владимир Степанов: В 3 часа ночи у нас - 10 часов утра на Дальнем Востоке, 7 часов утра в Сибири. Особенность Центра как раз в том и заключается, что ночь - это удобное время для того, чтобы в режиме online работать с территориями, которые находятся в иных часовых поясах.