Стоимость полиса ОСАГО вырастет минимум на четверть

Базовый тариф обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) с октября вырастет на 24-25 процентов, рассказал вчера журналистам заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин.

Это нижняя граница вводимого тарифного коридора. Разрыв с верхней, обещает ЦБ, будет небольшим, заверил замглавы ЦБ. Теперь тарифы будут менять ежегодно, по крайней мере, на величину инфляции. Нынешний базовый тариф для легковушек составляет 1980 рублей, он установлен в далеком 2003 году.

Повышение тарифов вызвано вступлением в силу поправок в закон об ОСАГО, которые вчера подписал президент РФ. Он предусматривает, что лимит выплат по "железу" вырастет с 1 октября со 120 тысяч до 400 тысяч. А еще через шесть месяцев максимальная сумма выплат по жизни и здоровью увеличится со 160 тысяч до 500 тысяч рублей. Хотя идеалом ЦБ является 2-миллионный лимит по страховым случаям. Но любое увеличение лимита увязано с повышением стоимости полисов и, подчеркивает ЦБ, в законе зафиксирована золотая середина, учитывающая интересы и страховщиков, и автолюбителей.

С 80 до 50 процентов снижается максимальный износ деталей, который учитывается при расчете страхового возмещения. Иначе говоря, закон предполагает, что по дорогам России ездит не автохлам, а машины в более или менее приличном состоянии. И за их восстановление страховщики должны платить больше. Это еще одна причина, почему полис будет стоить дороже.

У страховых компаний нет проблем с бланками ОСАГО. Это показала масштабная проверка Центрального банка, которая проводится в 29 регионах с мая в ответ на многочисленные жалобы автолюбителей: страховщики отказываются продавать полисы ОСАГО, если клиент не желает взять в комплекте еще какой-нибудь страховой продукт. Но делают отказ в элегантной форме, ссылаясь на сбои в системе или отсутствие полисов, которые являются бланками строгой отчетности. Зафиксировать и подтвердить факт навязывания дополнительных услуг при покупке полиса ОСАГО очень сложно, признал Владимир Чистюхин. Поэтому, кстати, в ЦБ прорабатывают возможность принимать вместе с жалобами видео, сделанное потерпевшими.

Правда, в некоторых регионах страховщики продают полисы ОСАГО себе в убыток. Так, на Камчатке, в Амурской области и в Адыгее страховые компании выплачивают клиентам по страховым случаям столько же, сколько получают от них страховых премий, рассказал Владимир Чистюхин. Таким образом, не окупаются даже операционные расходы. А в 18 регионах страховые выплаты составляют более 77 процентов страховых премий, то есть переходят за грань рентабельности.

Но в целом по стране продажа полисов ОСАГО выгодно большинству страховщиков, иначе бы они просто отказывались от лицензий на эти операции, подчеркнул замглавы ЦБ.

По новому закону страховщики будут обязаны продавать полисы ОСАГО во всех точках своего присутствия и никакие отговорки уже не подействуют. Им придется выбирать: продавать "автогражданку", пусть и себе в убыток, или сворачивать свое присутствие в регионе.

Но зато страховщики будут назначать разную цену на полис в пределах определенного ЦБ диапазона, исходя из конъюнктуры и собственного финансового благополучия. Однако верхняя планка повышения тарифа не может превышать 30 процентов от нынешнего уровня, сказал Владимир Чистюхин. Слишком большой разрыв между нижней и верхней границами тарифного коридора не может быть допущен, потому что, опасаются в ЦБ, в "проблемных" для страховщиков регионах наверняка компании будут продавать полисы по максимальной цене. Отметим, что фактически тарифный коридор намечается и сейчас - в виде подарков, скидок и опций, которые компании, конкурируя между собой, предлагают клиентам.

Также вводится обязательное досудебное урегулирование споров. Так что страховщиков теперь будет труднее засудить. Раньше автоюристы активно подбивали участников ДТП обращаться в суд, не попытавшись решить конфликт со страховой компанией миром. И в результате треть выплат идет через суды. Для компаний это означает огромные потери на судебных издержках.

Теперь все жалобы сначала будут автоматически перенаправляться страховщикам. А, чтобы споров было меньше, вводится единая методика оценки ущерба. Автовладельцы будут понимать, что им причитается.