В Москве появится "инновационная дорога"
О целях проекта и его задачах рассказывает заместитель генерального директора Центра инновационного развития Москвы Алексей Парабучев.
- В чем уникальность проекта, какова его цель и на какой срок он рассчитан?
- И в экспертном сообществе, и в обиходе давным-давно бытует мнение о низком качестве российских дорог, о нашем технологическом отставании от стран Запада. Ситуацию необходимо менять, поэтому стратегическая цель проекта - создание условий для массового применения инновационных материалов и технологий в дорожном строительстве.
Федеральный инновационный пилотный проект "Инновационная дорога" - один из пяти комплексных проектов, которые были сформированы по итогам прошедшего 26 ноября 2011 года заседания Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. В столице реализуется одна из частей "пилота". Собственные инновационные дороги в процессе реализации федерального проекта появляются также в республике Татарстан и в Рязанской области. Первая очередь трассы должна быть введена в эксплуатацию уже в конце 2014 года, вторую планируется построить к концу 2015 года. После завершения строительства будет организован мониторинг примененных технологий и материалов при строительстве новой дороги на износостойкость, устойчивость к воздействию внешних факторов и прочих характеристик.
- Каким образом ЦИР будет тестировать новые материалы и инженерно-технические решения? Кто будет оценивать их эффективность?
- Во время подготовки технического задания на организацию конкурса на строительство инновационной дороги мы привлекли экспертные организации и собрали солидный список новых материалов и функциональных решений, которые могут быть применены в городе и которые удовлетворяют критериям увеличения срока эксплуатации дорожного полотна, качества покрытия, внедрения элементов интеллектуальной системы управления, системы светодиодного освещения и так далее. Теперь же при разработке проектной документации компания, которая выиграет конкурс, должна будет детально проработать проект и определить, применение каких из предложенных Центром инновационного развития технологий и решений необходимо и экономически целесообразно.
Функции заказчика строительства объекта возложены на управление гражданского строительства департамента строительства Москвы. А департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы и ЦИР, как подведомственная организация, будут организовывать координацию проекта на всех стадиях его реализации.
- Можете ли вы привести примеры технологий, которые будут применены при строительстве?
- Еще раз подчеркиваю, что на нынешнем этапе невозможно привести примеры технологий, которые будут обязательно использованы. Необходимо дождаться подготовки проекта. В техническом задании есть общий перечень инновационных решений. Важно, и на этом делаю акцент, что при разработке проектной документации будут использованы некоторые из них - те, применение которых будет целесообразно и экономически эффективно. В общем списке указываются, в частности, технологии для обеспечения освещения дороги и прилегающих территорий - например, светодиодная дорожная разметка (маркеры), люминофоры для повышения безопасности дорожного движения благодаря освещению дорожной разметки (вдоль пешеходных переходов). Есть материалы для увеличения срока эксплуатации дорожного покрытия и объектов дорожной инфраструктуры - например, асфальтобетон с коллоидно-нанодисперсными полимерными компонентами с повышенными структурно-механическими характеристиками, он повышает износостойкость дорожного полотна и коэффициент его сцепления с шинами.
Предусмотрены решения и для предотвращения износа линий дорожной разметки, увеличения ее срока жизни - в частности, предлагается нанесение горизонтальной дорожной разметки "холодным" пластиком методом внутрипазового заглубления и полимерными лентами методом втапливания в дорожное покрытие. Саму разметку предлагается делать из термоэластопласта - опять же для увеличения ее износостойкости, а также создания эффекта "шумовых полос" для повышения безопасности дорожного движения. Предусмотрена в техническом задании к проекту и интегрированная сеть передачи данных и электроэнергии по волоконно-оптическому кабелю для географически распределенных потребителей. Это нужно для обеспечения работы систем освещения, видеонаблюдения, безопасности на автодороге и т.д. без применения трансформаторных подстанций, а также для исключения аварий на линиях.
Мы также внесли в техзадание некоторые параметры, направленные на облегчение перемещения маломобильных групп населения: устройство пониженных бортов и уклон тротуаров в местах пешеходных переходов, обустройство лестничных сходов, поручней, подъемников, укладку тактильных указателей, информирующих о направлении движения и существующих препятствиях, и многое другое.
- Каким образом эти решения и материалы будут отбираться для тестирования и оценки? Будут ли это решения отечественные или зарубежные?
- Будет создана экспертная комиссия, задача которой - оценка предлагаемых технологий и функциональных решений по критериям инновационности, технологических качеств и целесообразности. Ограничений на применение отечественных или зарубежных решений проектом не предусмотрено.
- Может ли компания, у которой есть собственные разработки для дорожного строительства, предложить их для проекта? Каким образом одобренные технологии будут закупаться и как ЦИР станет контролировать их внедрение?
- На нынешнем этапе проекта "Инновационной дороги" согласованные экспертной комиссией технологии и новые материалы будет закупать подрядная организация. Закупки пройдут на конкурсной основе в соответствии с существующим законодательством. Любая компания может предложить собственные разработки, но они должны соответствовать требованиям, указанным в техническом задании.
В дальнейшем при тиражировании проекта инновационные материалы, применение которых целесообразно в дорожном строительстве, могут быть включены в Перечень приоритетной инновационной продукции, формирование которого поручено ЦИР. Согласно постановлению правительства Москвы N 67 "О системе закупок города Москвы" не менее 5% от общего годового объема закупок, производимых органами исполнительной власти, должна составлять инновационная продукция. Поэтому при осуществлении проектов департаменты Москвы и подведомственные организации обращаются к перечню такой продукции.
- Планируется ли продолжить проект и на других трассах в случае успешной реализации "пилота"? Выбраны ли уже такие участки?
- Один из приоритетов города - это развитие территорий Новой Москвы, где будут прокладываться необходимые дороги, поэтому был выбран участок, на котором возможно строительство "с нуля". Таким образом, успешная реализация проекта позволит его тиражировать на новых, еще не застроенных территориях.
- Насколько затратны для города такие проекты? Можно ли ожидать, что Москва в ближайшее время сможет себе позволить сделать инновационными, например, основные магистрали, центр города?
- Согласно международной практике, использование инновационных технологий и материалов при строительстве дороги приводит к удорожанию проекта в размере не более 10-15% по отношению к стандартной стоимости аналогичных работ, но это должно окупиться при дальнейшей эксплуатации дороги. Также использование инновационных технологий и материалов будет способствовать снижению уровня травматизма водителей и пешеходов. И сейчас рассматривается возможность запуска аналогичного инновационного проекта в центре Москвы.