06.08.2014 23:38
    Поделиться

    Водители маршруток устроили забастовку в Киргизии

    После массовой забастовки водителей маршрутных такси Бишкека городские власти заявляют о необходимости пере-смотреть всю систему общественного транспорта столицы. По их словам, недопустимо, когда частные предприятия диктуют властям тарифную политику перевозок, устраивая несанкционированные акции протеста.

    Саботаж на дороге

    Накануне мусульманского праздника Орозо айт, напомним, порядка 2,4 тысячи маршрутных такси не вышли на линию. Водители требовали у городских властей повышения тарифов на проезд с 10 до 15 сомов, а также отмены нововведенного штрафа в три тысячи сомов за перевозку стоячих пассажиров. Одновременно с началом забастовки журналистам стали поступать сигналы от самих "маршруточников" - неизвестные лица в разных частях Бишкека останавливали тех, кто не принимал участие в акции, и под угрозой физической расправы заставляли сойти с рейса.

    - Прошло собрание 37 фирм-перевозчиков и 75 бригадиров маршрутов, - пояснил на совещании в горсовете Бишкека начальник Управления городского транспорта Нурлан Атыканов. - Водители заявили, что без стоячих мест в микроавтобусах перевозка пассажиров станет нерентабельной, а маршрутные такси не справятся с потоком клиентов. Требование повысить плату за проезд, в свою очередь, участники акции объясняют ростом цен на горючесмазочные материалы.

    Ситуацией воспользовались таксисты-частники, в разы взвинтив цены на услуги. Впрочем, подавляющее число горожан отдало предпочтение муниципальному транспорту большой вместимости.

    Забастовка водителей маршрутных такси заставила мэрию задуматься о троллейбусах

    В день забастовки маршрутных такси руководство бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия (БАТП) было вынуждено экстренно вывести в город дополнительные троллейбусы. Именно эта мера помогла тысячам горожан добраться до работы, а потом и доехать до дома.

    - Из-за акции протеста пассажиропоток в троллейбусах увеличился почти втрое, - сообщил директор БАТП Жанболот Капаков. - При плане сбора средств примерно в 100 тысяч сомов собрана 261 тысяча.

    Самое любопытное, что, по данным милиции, в день стачки "маршруточников" кривая аварийности в столице резко снизилась. Кроме того, в городе ощутимо уменьшилось число автомашин. Дорожно-пат-рульная служба не зафиксировала пробок и заторов.

    Ищут виновного

    По мнению горсовета Бишкека, руководитель Управления городского транспорта (УГТ) мэрии Нурлан Атаканов в день забастовки допустил управленческие ошибки.

    - По закону УГТ имело право лишить лицензии фирмы-перевозчики, водители которых отказались выйти на линию в понедельник, - негодовал депутат Мирлан Жеенчороев. - Но управление пошло на поводу у руководства предприятий маршрутных такси. Вы не выпустили на линию дополнительное количество автобусов большой вместимости при том, что был запас!

    В вину Атаканову вменили и то, что он пообещал от имени столичных властей: вопрос повышения тарифов будет рассмотрен депутатами города.

    "Власти Бишкека готовы поднять тарифы на проезд в маршрутных такси города до 15 сомов. Мы готовим совместную записку в Бишкекский горсовет, предположительно размер платы за проезд будет равен 15 сомам. С водителями провели разъяснительную работу, довели до их сведения необходимость обосновать свои требования", - цитировали главу УГТ информагентства, подводя итоги забастовки. Но, как оказалось, выступать от имени столичных властей Атаканов права не имел.

    Что делать?

    - Столичный совет депутатов не рассмат-ривает вопрос повышения тарифов за проезд в общественном транспорте, - говорит его председатель Марат Аманкулов. - Горожане негативно реагируют на рост тарифов за проезд. Мы должны быть на стороне жителей столицы, а не частных компаний, которые лоббируют повышение цен. Не выносила вопрос об изменении тарифов на обсуждение и мэрия. Нам поступило лишь коллективное письмо фирм-перевозчиков. Официально заявляю: будут действовать утвержденные тарифы - такова позиция столичных депутатов.

    - Ранее при повышении тарифов водители "маршруток" обещали улучшить условия перевозок пассажиров, - добавляет депутат бишкекского горсовета Алмаз Кененбаев. - Но этого не случилось - в машинах нет кондиционеров, вентиляционных люков, не открываются окна. Перевозчики заявляли, что школьников и пенсионеров будут обслуживать по льготной цене в пять сомов, однако это правило повсеместно нарушается.

    Депутатский корпус Бишкека принял решение развивать троллейбусное управление. По мнению народных избранников, это решит экологические и транспортные проблемы города, а также позволит избежать давления со стороны "маршруточников".

    - Почему мы должны быть заложниками частных транспортных компаний? - возмущается депутат Союзбек Салиев. - Из-за нескольких коммерсантов страдает целый город, а мы не имеем права оставить Бишкек без транспорта. Дизтопливо и бензин будут дорожать, а электричество Киргизия вырабатывает самостоятельно. Поэтому мы должны развивать троллейбусный парк. Необходимо разработать проект развития троллейбусных сетей, но так, чтобы этот вид транспорта был рентабельным.

    Куда обращаться

    На нарушения со стороны водителей "маршруток" и фирм-перевозчиков нужно жаловаться в милицию: тел. 102, 43-71-68 - дежурная часть ГУВД Бишкека, 53-22-33 - дежурная часть дорожно-патрульной службы, а также в Управление городского транспорта мэрии - 53-02-93.

    С требованием повысить тариф столичные перевозчики выступают не впервые. В 2012 году им удалось добиться увеличения оплаты за проезд с пяти до десяти сомов. Возмущенным горожанам власти обещали: "маршрутки" приведут в исправный и эстетичный вид, шоферов обяжут быть вежливыми и соблюдать правила дорожного движения, а в часы пик микроавтобусы не станут набивать под завязку. Однако состояние машин и поведение их водителей по сей день оставляют желать лучшего, а перевозку людей этим видом транспорта часто характеризуют выражением "как сельди в бочке".

    Вместе с тем

    В Оше водители частных такси самовольно в полтора раза повысили тарифы на проезд по городу. Если раньше они возили пассажиров по городу в среднем за 50-70 сомов, то сейчас цена составляет 80-100. Объясняют они свои действия ростом стоимости горючего. При этом власти южной столицы готовят постановление, предусматривающее повышение тарифов на проезд по городу в маршрутных такси после 21.00 с 10 до 15 сомов.

    Столичная милиция задержала четверых провокаторов, подстрекавших водителей "маршруток" к забастовке. По словам замначальника городского управления внутренних дел Алмаза Орозалиева, эти люди грозили водителям расправой.

    - Среди них люди, заставлявшие водителей высаживать пассажиров и угрожавшие расправой, причинением вреда машинам, - отметил милиционер. - Они специально выбрали для бунта предпраздничный день - понимали, какие неприятности их ждут, если город останется без транспорта в будни. Создан прецедент, и в будущем правоохранительные органы станут оперативно реагировать на подобные акции, пресекая их и выявляя организаторов.

    Поделиться