Что искала подлодка ВМС США в приграничных водах России

Барражирование заокеанской субмарины в акватории Баренцева моря было зафиксировано противолодочными силами Северного флота 7 августа. Это произошло накануне начала буровых работ на платформе West Alpha, работающей на самой северной скважине России - "Университетская-1" на шельфе Карского моря.

Но два этих события произошли в большом отдалении друг от друга и, скорее всего, никак не связаны. Платформа West Alpha и скважина "Университетская-1" - российско-американский проект. Его удалось реализовать несмотря на санкции, введенные Вашингтоном. И сделать так, чтобы что-то не заладилось, для тех, кто не очень дружелюбно относится к России, было бы, наверное, праздником души.

У повышенного интереса к арктическому бассейну со стороны подводных сил США была, скорее всего, другая причина. Речь идет о новейшей российской подводной лодке проекта "Ясень", которая сейчас вводится в состав Северного флота. Происходит это в акватории Баренцева моря. Первая лодка называется "Северодвинск" и именно за ней, видимо, идет настоящая охота.

Чужую субмарину, которая пыталась войти в Баренцево море, идентифицировали как подлодку класса "Вирджиния". Это достаточно новый проект. Ведущий и весьма информированный российский военный эксперт Илья Крамник предположил, что незваного гостя следует искать среди трех субмарин класса "Вирджиния": SSN-778 "Нью-Гемпшир" коммандера Шона Фуджимото, SSN-781 "Калифорния" коммандера Шона Хью, и SSN-782 "Миссисипи" коммандера Тори Свенсона. Когда-то имена командиров атомных подлодок были секретом. Сегодня - они почти публичные фигуры.

Главными тайнами остаются акустический и электромагнитный портреты АПЛ. За ними и охотятся военно-морские разведчики. Технические портреты практически всех чужих подлодок есть и у ВМС США, и у ВМФ РФ. Поэтому когда несущий боевое дежурство акустик лодки или надводного противолодочного корабля улавливает шум субмарины, буквально через секунды на дисплее появляется наименование лодки, все ее технические характеристики, с выделением сильных и слабых мест, а возможно, и список личного состава. Останется ввести параметры лодки в боевую информационно-управляющую систему, и чужая субмарина будет находиться под прицелом.

Стоит повторить, у американцев есть технические портреты всех наших лодок за исключением субмарин новейшего поколения проекта 885 "Ясень". А как раз в конце июля этого года боевую службу в составе Северного флота начал первый "Ясень" - подлодка К-560 "Северодвинск".

Американские лодки класса "Вирджиния" - новейшие в ВМС США, но они, по признанию самих же американцев, уступают русским стражам Арктики, как уже прозвали лодки проекта "Ясень". Дело в том, что "Вирджиния" - это более дешевая альтернатива субмаринам "Си вульф" - "Морской волк".

Безумно дорогие американские многоцелевые субмарины создавались для охоты за подводными ракетными крейсерами системы "Тайфун" и противодействия многоцелевым советским титановым субмаринам проекта 945 "Барракуда". Но самая мощная в мире стратегическая подводная ракетно-ядерная система "Тайфун" прекратила свое существование. А "Барракуд" проекта 945, которые по ряду параметров остались для "Морских волков" недосягаемыми, осталось в составе Северного флота всего четыре штуки. Поэтому-то американцы пошли на удешевление своих подводных амбиций и начали строительство "Вирджиний".

Россия долгое время ничего им противопоставить не могла. "Северодвинск" строился более пятнадцати лет, и, казалось, не будет достроен никогда. И вдруг случился прорыв. Многоцелевую субмарину не только достроили, но оказалось, что в процессе долгостроя она уже прошла модернизацию, и на воду спустили самого современного в мире подводного охотника. Почти по всем характеристикам даже первый "Ясень" превзошел "Морского волка", не говоря уже о "Вирджинии". А на стапелях Севмаша заложены и находятся в разной степени готовности еще три корпуса будущих "Ясеней". Причем строятся они очень динамично. Всего же в ближайшие годы планируется ввести в строй не менее семи субмарин этого проекта.


АПЛ типа "Вирджиния" - это и охотники, и лодки-разведчики. Виктор Погонцев

"Ясени" отличаются большой глубиной погружения - свыше 600 метров. Высокой скоростью подводного хода - свыше 30 узлов. Максимальной скрытностью. Акустические шумы сведены к минимуму. А специальное покрытие корпуса синтетическими и композиционными материалами нового поколения делает лодку почти невидимой даже для активных сонаров и минимизирует радиационное и электромагнитное излучение. Лодка специально адаптирована к действиям в ледовой обстановке северных широт. На борту несет боезапас торпед, противоторпед и крылатых ракет.

Объективно сегодня российская АПЛ "Северодвинск" проекта "Ясень" - лучшая многоцелевая атомная субмарина в мире. Поэтому интерес к ней американцев вполне объясним. Но прорваться к первому "Ясеню" и снять его акустический портрет "Вирджинии" не удалось. В Пентагоне этого явно не ожидали. В прежние годы, если случалось обнаружить чужую субмарину вблизи наших берегов, ее выдавливали долго и очень аккуратно. А тут в дело сразу включились и авиация, надводные охотники, и многоцелевые субмарины. Американский подводный разведчик не стал искушать судьбу и убрался подальше.

Впрочем, не всегда наши подводники дипломатничали. Стоит вспомнить историю охоты американцев за титановыми подлодками проекта 945 "Барракуда". Они долго не могли записать их акустический портрет. И в феврале 1992 года, сев на хвост лодке К-276, долгое время крутились рядом с нашей субмариной в весьма сложной подводной обстановке Баренцева моря.

Командиру российской субмарины это надоело, и он решил слегка стукнуть назойливого американца, которым оказалась многоцелевая субмарина "Baton Rouge". Случилось это 11 февраля. Правда, потом столкновение списали на случайность. Потому что смятое ограждение рубки и обтекателя гидроакустической антенны российской "Барракуды" выправили за несколько месяцев, а "Baton Rouge" через два года списали на утилизацию - столь серьезные она получила повреждения. На рубке К-276 экипаж нарисовал цифру "1", окаймленную звездой, как это делали советские подводники во времена Великой Отечественной, фиксируя уничтоженный корабль противника.

Про ту давнюю историю в России сегодня и не вспоминают, а вот американские подводники, скорее всего, ее помнят очень хорошо. Поэтому "Вирджиния" не стала прорываться, когда ее командир и команда поняли, что субмарина обнаружена.