В свое время Ростуризм инициировал программу "Отдых", по которой работодатели должны были поощрять сотрудников, взяв на себя некоторую часть расходов по оплате путевок. Для этого необходимо было внести изменения в Налоговый кодекс. Предлагалось относить финансовые средства, направляемые на оплату отдыха сотрудников и членов их семей, не к прибыли, а к затратам предприятия. И не взимать с сотрудников налог на доходы физических лиц с той суммы, которая будет направлена на отдых.
Планировалось, что объекты туриндустрии - российские базы отдыха, пансионаты, гостиницы - будут заключать соглашения со специально созданной организацией, которая станет координирующим центром программы. А предприятия будут оптом закупать путевки и затем со скидкой реализовывать своим сотрудникам. Программа была направлена в первую очередь на то, чтобы сделать отдых в России доступным, во-вторую, загружать отечественные базы отдыха и здравницы круглый год. В свое время за счет подобных программ развивался внутренний туризм ряда европейских стран. Это Франции, Швейцарии и Италии. И только после этого туротрасль в них была выведена на международный уровень.
Такие программы работают в Европе до сих пор и субсидируются государством. "Это позволяет создавать турпродукты для пенсионеров, инвалидов, детей и молодежи. Надо идти не по пути дополнительной нагрузки на туристический бизнес, он и так сейчас не в лучшем состоянии. Нужно направить дополнительные усилия на развитие внутреннего туризма, придав ему солидный импульс со стороны государства", - отметил Рязанский.
Программа социального туризма активно поддерживается бизнесом. "Идея была очень хорошая. Однако, чтобы программа социального туризма заработала, ее должен согласовать минфин, - поделилась мнением в беседе с "РГ" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. - Эти инициативы актуальны особенно сейчас, когда на рынке выездного туризма спад, при этом внутренний сектор демонстрирует бурный рост. За последнее время он поднялся на 25 - 30 процентов. Я даже не помню, было ли такое. Туроператоры давно готовы к развитию программы соцтуризма и будут только рады".
В Совете Федерации считают, что к развитию внутреннего туризма нужно активнее привлекать власти на местах. Валерий Рязанский напомнил, что Совет Федерации ранее предложил ввести дополнительные туристические сборы при посещении объектов культурного наследия, своего рода туристический налог. "Я думаю, любой турист, который приезжает в исторические центры, культурные центры, не пожалеет 3 - 5 долларов или 100 - 150 рублей, для того чтобы они пошли на восстановление исторических памятников", - заявляла глава Совфеда Валентина Матвиенко.
Это нормальная практика в Европе. Например, если ночь в отеле стоит 75 евро, при расчете с туриста могут взять 78 евро, добавив к сумме муниципальный сбор. "Сумма в 100 - 150 рублей вроде бы небольшая и по силам туристам. Однако в условиях не очень большого спроса на внутренний и въездной туризм введение дополнительного налога нельзя назвать популярной мерой. Хотя к снижению спроса это не приведет", - полагает Майя Ломидзе. Надо понимать, что те же исторические памятники в хорошем, а не полуразрушенном состоянии являются своего рода приманкой для туристов, поэтому в идее есть рациональное зерно.
Тем временем приступила к работе группа по изменению законодательства в сфере туризма, сообщил врио главы Ростуризма Олег Сафонов. "В нее вошли представители министерств и ведомств, я, вице-президент Российского союза туриндустрии. За две недели мы должны подготовить к рассмотрению проекты новых законов", - уточнил он.
Неоднократно озвучивалась необходимость наделения Ростуризма набором определенных контрольно-надзорных функций. Сейчас ведомство может только констатировать наступление тех или иных негативных обстоятельств. Но реальных превентивных механизмов воздействия на рынок нет. Также предлагалось изменить систему взаимодействия туроператоров и авиаперевозчиков. Сейчас, если самолет сдан в аренду авиаброкеру, то авиакомпания вроде как и не обязана вывозить туристов.
Есть инициативы о пересмотре количества туроператоров и туристических агентств. Первых сейчас порядка 1700, вторых около 18 тысяч. Сократить это число можно и за счет новых условий вхождения операторов на рынок, новых правил страхования и лицензирования деятельности.