ГАИ проверит программы обучения в автошколах
Напомним, что по новым лицензионным требованиям, автошколы должны в пакете документов на лицензию, предоставлять заключение ГИБДД, о том, что их программы и материально-техническая база соответствует требованиям. До сих пор лицензии выдавались только на основании документов. Никто в автошколы не выезжал и ничего не осматривал. Поэтому появились, так называемые, "портфельные автошколы", у которых классы, площадки для подготовки и автомобили есть только на бумаге. Соответственно, получив лицензию, как таковой подготовкой водителей они не занимались. Сымитировав процесс обучения, они попросту продавали свидетельство об окончании автошколы.
Именно для борьбы с такими недобросовестными заведениями и вернули обратно практику проверок автошкол. Однако выдавать эти заключения без новых программ было невозможно. Ведь именно в новых программах прописаны требования к тому, что проверять. Во-первых, на основании этих примерных программ, автошколы должны разработать свои собственные рабочие программы подготовки водителей. ГИБДД будет проверять эти программы на соответствие примерным программам. Во-вторых, впервые в примерных программах включены требования к классам, автомобилям и площадкам для первоначальной подготовки водителей. В соответствии с указанием ГУ ОБДД проверять программы будут либо Центр специального назначения ОБДД на межрегиональном уровне, либо подразделения ГИБДД на региональном уровне.
При этом инспекторы ГИБДД не просто будут смотреть на автомобили, помещения и площадки, но и фотографировать их. Все эти материалы будут храниться и в электронном и в бумажном виде.
Если несколько автошкол пользуются одной площадкой на праве собственности или аренды, то в этом случае расписание занятий должно быть составлено должным образом. То есть совпадения по времени занятий у разных автошкол недопустимо.
Заключения будут выдаваться на срок в течение которого действительны документы, представленные в ГАИ. Есть, например, договор аренды площадки на год, значит, и заключение будет действовать до тех пор, пока действует договор.
В случае, если автошкола сменила адрес или место обучения водителей, заключение аннулируется, о чем в трехдневный срок ставятся в известность лицензирующие органы.
Примечательно, что для того, чтобы набрать новую группу будущих водителей уже сегодня, автошкола должна уже получить соответствующее заключение ГИБДД. Группы, которые были набраны раньше, заканчивают обучение по старым требованиям.
Напомним, что эти программы были разработаны во исполнение вступивших в силу еще 5 ноября прошлого года поправок в закон о безопасности дорожного движения. Этими поправками были введены новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Появилась возможность обучиться и получить права, например, на микроавтобус, то есть с количеством пассажирских мест до 15. Или на небольшие грузовики, с грузоподъемностью до 7,5 тонн.
Также появилась возможность обучиться и сдать экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач. Правда, в этом случае в правах появится отметка "АТ". С такой отметкой в правах водитель не сможет сесть за руль автомобиля с механикой. Впрочем, если понадобится, он может повысить свою квалификацию, пройдя довольно краткий курс в автошколе и снова сдав экзамен в ГАИ, на сей раз на машине с механикой.
Впервые появилось требование по управлению мопедами и скутерами только с правами. Сесть за руль такого двухколесного транспорта сможет человек, у которого открыта любая из категорий, или специальная категория "М". Управлять мопедом можно только по достижении 16 лет.
Чтобы получить права этой категории, придется провести в автошколе 122 часа, из которых 100 часов - теория, 18 часов - практика и 4 часа экзамен. Напомним, что сейчас, в соответствии с ранее данным указанием, ГИБДД не проверяет права у водителей мопедов. Не было программ - не было физической возможности получить такие права. Но сегодня программы вступили в силу. Дадут ли в Госавтоинспекции отсрочку для таких водителей хотя бы на время обучения?
Согласно программам, время подготовки водителя увеличилось где-то на четверть. Так на водителя категории "В" придется учиться вместо 156 часов -190. На сколько это удорожает обучение - вопрос открытый.