В борьбе с ними в Тюмени несколько ущемили пешеходов. На многих перекрестках светофор мигает зеленым ровно столько, сколько человеку необходимо для перехода проезжей части быстрым шагом. Чуть замешкался - беги во всю прыть. Теперь ограничения коснулись и водителей. За выезд на "выделенку" на улицах Республики, Широтной, Пермякова инспекторы грозят штрафом в полторы тысячи рублей. Либо терпи в пробке, либо ищи объездные пути, либо пересаживайся на общественный транспорт.
Муниципальные власти не скрывают, что рассчитывают на последний вариант. Уговоры не пользоваться личной машиной, чтобы преодолеть 5-7 километров от дома до работы либо скатать в магазин, не возымели действия. Противники автобусов аргументировали привязанность к своему авто переполненными салонами. Чем в давке, духоте, стоя, лучше продвигаться к цели пусть столь же медленно, но с комфортом.
Тогда чиновники, отвечающие за транспортные потоки, решили для большей привлекательности автобусов дать им зеленый коридор, увеличить количество рейсов. Шаг логичный. Именно в таком ключе действуют многие муниципалитеты мира.
Решение принято не наобум. Администрация города, прежде чем вводить новшество, попросила специалистов профильного института четко ответить, будет ли ощутим экономический выигрыш для общественного транспорта, а также просчитать потери для частников. Замеры производились еще весной при максимальной загруженности магистралей. По словам завкафедрой эксплуатации автомобильного транспорта государственного нефтегазового университета Дмитрия Захарова, утром автобусы смогут уменьшить время в пути до 40 процентов. Напротив, настолько же вырастут потери времени в часы пик для легковых авто.
Однако в каждом из них, как правило, едут один-два человека. Получается, их пассажиры занимают на дороге в 20 раз больше места, чем один вместительный автобус, сравнивает директор Тюменьгортранса Алексей Санник. Специалисты МУПа предложили использовать также экспериментальные схемы режимов работы светофоров на улицах с выделенными полосами для оптимальной организации движения.
Однако выделенные полосы всех проблем не решат, предостерегает Дмитрий Захаров. Одновременно следует увеличить количество парковок, ограничить въезд частным авто в центр города посредством введения, к примеру, чувствительной платы за стоянку и решительного запрета длительной остановки на обочине уличных магистралей.
- Психологические установки мгновенно не изменишь, люди начнут пересаживаться в автобусы, когда осознают, что это лучший вариант, - говорит ученый.
Госавтоинспекция пока терпимо относится к водителям, которые выезжают на полосу с литерой "А", обходясь устными замечаниями нарушителям. Пусть, мол, привыкнут.