Верховный суд отменил водителю штраф, не подписанный сотрудником ГИБДД

Верховный суд России признал недействительным квитанцию о водительском штрафе из-за отсутствия в пришедшей по почте бумаге данных о цифровой подписи инспектора ГАИ. Водитель, чье нарушение зафиксировали автоматические камеры, остался при своих деньгах.

Это стало одним из последних решений административной коллегией прежнего (еще не объединенного) Верховного суда России. Высокая инстанция признала, что, по сути, технические ошибки ГАИ освобождают водителей от наказания. Добилась такого решения некая гражданка Ч., которую почти три года назад оштрафовали в Новосибирске на 300 рублей за превышение скорости.

Лихачество дамы за рулем было зафиксировано камерами автоматической видеофиксации нарушений. Однако в пришедшей по почте бумажной копии постановления о штрафе не было данных о цифровой подписи сотрудника ГАИ. Это дало женщине повод обратиться в суд.

Несколько судебных инстанций претензии отвергли. Но женщина, как говорят в подобных случаях, пошла на принцип. И не зря. Верховный суд России, рассмотрев дело в порядке надзора, решил, что она совершенно права. Согласно закону, копия постановления по делу об административном правонарушении, высылаемая нарушителю изготавливается путем перевода электронного документа в документ на бумажном носителе. А юридическую силу постановления должна подтверждать электронная цифровая подпись должностного лица, сведения о которой тоже должны быть отражены в бумажной копии. Поскольку в данном случае таких сведений не было, "установить, было ли вынесено то постановление от 25 ноября2011 г. уполномоченным на то должностным лицом, не представляется возможным", решил Верховный суд. Иными словами, такой бумаге веры нет.

Все предыдущие решения были отменены, а само дело прекращено за сроком давности. Примечательно, что решение было вынесено 5 августа - в последний день работы прежнего Верховного суда России. Сейчас судебный акт опубликован в базе высшей судебной инстанции. Так что водители, получившие письмо без такой подписи, могут рассчитывать на поддержку в суде.

Кстати, по данным ГАИ, на сегодняшний день в эксплуатацию по всей стране введено почти 7 тысяч комплексов фотовидеофиксации, и с их помощью Госавтоинспекция регистрирует порядка 50 процентов всех правонарушений. Основная доля нарушений, выявляемых видеокамерами, это превышение скорости.

Кроме того разработаны приборы, которые могут фиксировать и иные нарушения проезд на красный свет, пресечение линии "стоп" и т.п. Сейчас активно ведутся разработки комплекса, который позволил бы фиксировать, что водитель не пропустил пешеходов на "зебре". Правда, как рассказывают специалисты, будет непросто обеспечить объективность регистрации такого нарушения. Однако техника не стоит на месте, и инженерам поставлена задача найти соответствующие решения.