Автовладельцев Костромы отправят на платные парковки

Костромские власти заставят жителей города пересмотреть свое отношение к платной парковке. Делается это для того, чтобы автовладельцы закопали топор войны, которая то и дело вспыхивает во дворах. Не исключено, что парковка возле дома станет платной, правда не такой дорогой, как на оборудованном паркинге. Сейчас власти ищут решение, которое бы всех устроило.

Факел из машины

По статистике, десять дет назад в Костроме на тысячу жителей приходилось 122 автомобиля, сейчас эта цифра выросла в два раза и достигла 245 машин. По подсчетам аналитического агентства "Автостат", только за минувший год Костромская область, которая занимает 52 место в России по уровню обеспеченности автомобилями на душу населения, нарастила свой автопарк на 5,6 процента.

Как сообщили "Российской газете" в региональном УГИБДД, на начало года число зарегистрированного в Костроме автотранспорта превысило 233 тысячи единиц, из них подавляющие большинство - 171 тысяча - легковые машины.

Число машин на улицах растет, и это видно невооруженным глазом. Днем на дорогах пробки, а вечером во дворах начинается битва за парковку.

Не проходит и дня, чтобы владельцы авто не попадали в полицейские сводки в связи с так называемыми "парковочными войнами". Как правило, под покровом ночи неизвестные злоумышленники обливают оставленные под окнами домов машины краской, прокалывают колеса, царапают острыми предметами двери, а нередко и вовсе поджигают "железных коней". По мнению горожан, обострившаяся ситуация с вандализмом во дворах напрямую связана с резким ростом числа автомобилей и дефицитом парковок, к которому ни местные власти, ни городская инфраструктура оказались не готовы.

Авто вместо песочницы

Вот уже несколько лет сопредседатель экодвижения "Во имя жизни" Тамара Добрецова ведет борьбу со стихийными парковками во дворах:

- По санитарным нормам, расстояние от парковки до окон домов должно составлять не менее 10 метров, от детских и игровых площадок - не менее 25. Но эти правила повсеместно нарушаются: в нашем дворе автолюбители самовольно снесли и заасфальтировали детскую площадку ради того, чтобы бесплатно парковать на ней свои машины. Детям играть стало негде. Мы боремся, вызываем комиссии, но сделать ничего не можем.

Стихийные автопарковки стали бичом практически всех городских многоэтажек. По мнению председателя правления Костромской организации Союза архитекторов России Александра Серобабы, изначальная проблема кроется в действующих градостроительных нормах, которые не позволяют проектировщикам отводить места для автомобилей вблизи многоквартирных жилых домов:

- Места хватает лишь на четверть автомобилистов. Впрочем, есть термин "гостевая парковка" для посетителей в радиусе 200 метров от дома, размеры которой не регламентируются. И сейчас под видом гостевых парковок машинами заставлены все дворы. Чтобы решить проблему, необходимо развивать локальные коммунально-складские зоны для жилых микрорайонов, обеспечивая жителей местами для хранения автомобилей в радиусе 800 метров от дома.

Он убежден, что выходом из ситуации может стать строительство новых зданий с подземными парковками, а также реконструкция занимающих большие площади гаражных кооперативов в компактные многоуровневые современные автостоянки. В условиях большого города к проблеме дефицита парковок необходимо подходить комплексно: прежде, чем выдать разрешение на строительство многоквартирного дома, необходимо обязательно изучать вопрос с улучшением социальной инфраструктуры.

- К сожалению, никто не просчитывает, что, возможно, в этом районе нужна не очередная многоэтажка, а парковка и детский сад, - говорит Александр Серобаба. - Нельзя ради каждого частного инвестора постоянно вносить изменения в генплан, не думая об удобстве жителей. Я вообще не понимаю, как на карте Костромы мог появиться вещевой рынок "Солнечный", на месте которого должны были построить две школы и библиотеку.

Подземелье не в почете

Чиновники отмечают, что, несмотря на жалобы на нехватку парковочных мест, многие автостоянки в Костроме пустуют и разоряются. Даже в новых жилых комплексах, возведенных с подземными автостоянками, более половины парковочных мест пустуют. Многие автолюбители не готовы платить по 700-800 тысяч рублей за покупку места или по 2-3 тысячи в месяц за ночную аренду.

- Раньше я ставил машину на платную автостоянку возле дома, но недавно ее снесли и построили на ее месте очередную многоэтажку. Ходить за машиной за пять километров на другую стоянку я не хочу, поскольку ее владельцы не дают никаких гарантий, что моей машиной ничего не случится. Они "просто предоставляют место". А за что мне тогда им платить? - приводит свои доводы автовладелец Юрий Беляков.

Чтобы обеспечить свои авто парковочными местами, некоторые водители захватывают общедворовую землю, устанавливая во дворах заграждения, цепи и замки. Недовольные соседи снимают их действия на видео и отправляют файлы в электронную приемную ГИБДД, после чего нарушителей штрафуют. Однако инспекторов на каждый городской двор не хватает.

По словам одной автоледи, поначалу было выгодно страховать машину, чем платить кому-то за парковку, но после того, как стоимость КАСКО резко выросла, лучшим способом защиты стал видеорегистратор. Теперь она может отслеживать, кто покушался на ее машину.

Решения, которое бы примерило всех жителей, как владельцев авто, так и тех, кто борется с ним, местные власти пока не нашли. Однако, градоначальник Юрий Журин пообещал, что в ближайшее время они соберут все предложения, как изменить ситуацию, и просчитают, во сколько обойдется комплексная программа по изменению транспортной ситуации в Костроме.

- Бесплатно или дешево должно быть в гараже или на территории собственного дома, - сказал мэр. - В остальных случаях за собственное удобство и неудобство остальных надо платить. Мы оборудовали прекрасную стоянку под беседкой Островского, но сотрудники расположенного рядом банка все равно ставят машины вдоль улицы Чайковского. Дошло до того, что нерадивость становится примером, - один сосед ставит машину у дома, и другой, несмотря на наличие гаража, делает то же самое.

Он убежден, что нужно приучать костромичей ставить машину не у подъезда, а на стоянку, которая зачастую находится в шаговой доступности.

Справка "РГ"

На начало года на каждую тысячу жителей России приходилось 274 автомобиля. Самыми автомобильными были признаны Приморский и Камчатский край (572 и 458 машины на каждую тысячу жителей соответственно). Московскую область (340 машин) опередила Калужская область (344 автомобиля). По статистике в Москве владельцем авто стал каждый третий житель столицы (311 машин). Реже заводят своего железного коня в Чукотском АО, здесь владельцем авто становятся только 70 жителей из тысячи, что объясняется особенностями климата.