General Motors и Toyota приступили к работе после летних каникул
Японский автоконцерн в этом году предоставил своим работникам на отдых две недели. А вот GM испытывает определенные трудности, связанные с падением продаж на российском рынке и ослаблением рубля, и потому отпуск сотрудников продлился практически месяц. О том, что так будет, на предприятии объявили еще в июле. Как пояснил представитель компании, "традиционная летняя остановка производства на предприятии пройдет с 16 июля по 15 августа, регулярное производство возобновится 18 августа".
Несмотря на официальный выход из отпуска, "Дженерал Моторс" не возобновила работу в полном объеме. На предприятии подтвердили, что с июля и по сей день по пятницам предприятие не работает, эти дни объявлены "простоями". Информации о том, когда ситуация вернется к норме, пока нет, но сотрудникам эти дни оплачиваются.
В "Тойота" на положение дел в российской экономике смотрят более оптимистично. Согласно официальным данным компании, на фоне общего падения спроса на новые автомобили продажи японцев показали в первом полугодии даже небольшой рост - на уровне пяти процентов.
- На фоне общего снижения показателей на российском рынке нам удалось не только сохранить свои позиции, но и упрочить их, - заявил вице-президент "Тойота Мотор" Фумитака Кавасима. - Результаты первых шести месяцев работы позволяют нам рассчитывать на стабильный результат по итогам всего года.
Нынешней весной такого же мнения придерживались и городские чиновники. Председатель городского комитета по инвестициям Максим Мейксин в апреле отметил, что "автопром показал снижение менее трех процентов в первом квартале, в основном из-за того, что был на каникулах GM".
Напомним, ранее и GM, и Toyota собирались расширять свои мощности в России. Японцы планировали повысить уровень локализации производства и начать к концу года штамповать в Петербурге кузовные и пластиковые детали. "Дженерал Моторс" к 2015 году намеревалась более чем в два раза увеличить производственные мощности. Но на фоне политических и экономических процессов, толчок к которым дали события на Украине, планы могут оказаться под угрозой срыва.
Автомобили со скидкой начнут продавать еще до зимы
У некоторых известных марок результаты продаж совсем уж низкие. В целом же дистрибьюторы и дилеры в России недосчитались выручки от 155 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей. Частью они осели на складах, но в основном к падению продаж производители и продавцы были все-таки готовы.
Его ожидали с конца прошлого года, объяснил "Российской газете" исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. Прекратила действовать госпрограмма льготного автокредитования, а новые меры государственной поддержки не были введены. Темпы экономического роста в стране замедлялись, а авторынок очень чувствителен к макроэкономическим прогнозам. Потребители перед дорогостоящей покупкой внимательно оценивают свои финансовые перспективы, просчитывают возможность расплатиться по кредитам, получить прибавку к зарплате.
Плюс не пришло еще время для смены автомобилей, приобретенных россиянами сразу после мирового экономического кризиса 2009 года. Точнее, обладатели дорогих машин уже купили новые в прошлом году - в этом сегменте машина меняет своего владельца в среднем после первых трех лет жизни. А в эконом-классе этот срок больше - пять лет, и он еще не истек.
В первом, отчасти во втором кварталах, когда доллар и евро подорожали, падение замедлилось, потому что было очевидно, что ослабевший рубль вызовет в ближайшее время подорожание импортной продукции. Особенно это касается машин премиум-класса. Кроме того, люди видели в покупке автомобиля хороший способ вложения сбережений. И вот, многие купили его раньше, чем планировали - к примеру, перенесли покупку с лета или осени на весну. Теперь, напротив, отложили приобретение на следующий год. Благо автомобиль - не из числа товаров первой необходимости.
Так что как минимум до зимы рынок автомобилей продолжит падение, прогнозирует Сергей Удалов. Статистика за август будет примерно такой же, как в июле. В сентябре наметится некоторый подъем, но до прошлогодних показателей все равно не дойдет - в лучшем случае разница с итогом продаж за сентябрь 2013 года будет небольшой. Пока экономика в целом не даст повод для оптимизма, ждать перелома не стоит.
Вот и отправляют рабочих сборочных автопредприятий в коллективные отпуска. Это общемировая практика. И ее применением нынешняя ситуация отличается от кризисного 2009 года, когда провал в продажах был особенно неожиданным после нескольких лет роста, и конвейеры работали уже не на рынок, а "на склад". Издержки от приостановки работы все же меньше, чем от перепроизводства, говорит Сергей Удалов. Сейчас избыточные запасы тоже накапливаются, но уже не такими темпами, как пять лет назад.
Все это резко усиливает конкуренцию между автопроизводителями и дилерами. И играет на руку тем, кто все же решится купить машину именно в этом году. Вероятно, со скидками автомобили начнут у нас продавать раньше, чем обычно - еще до декабря. Наиболее щедрыми могут оказаться дилеры марок, которые демонстрируют наибольшее падение продаж.
Но если курс доллара снова начнет расти, нас, напротив, ждет новое подорожание импортных авто и продукции отечественных предприятий, работающих в режиме промышленной сборки. Теоретически выиграть от этого должны российские гиганты автоиндустрии, но пока что дела у них идут не лучше, чем у их иностранных конкурентов.
- СК возбудил дело после ранения в Курской области журналиста ТАСС Скуратова
- В Махачкале насчитали пять лишних этажей во взорвавшемся доме
- Захарова: Лавров 25 марта расскажет о некоторых аспектах переговоров в Эр-Рияде
- В России предложили ввести Единую соцкарту для пенсионеров
- "Ветераны России" призвали признать Юрия Шевчука иноагентом
- Вэнс дважды проигнорировал предложение Зеленского посетить Украину