Автомобили со скидкой начнут продавать еще до зимы
У некоторых известных марок результаты продаж совсем уж низкие. В целом же дистрибьюторы и дилеры в России недосчитались выручки от 155 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей. Частью они осели на складах, но в основном к падению продаж производители и продавцы были все-таки готовы.
Его ожидали с конца прошлого года, объяснил "Российской газете" исполнительный директор агентства "Автостат" Сергей Удалов. Прекратила действовать госпрограмма льготного автокредитования, а новые меры государственной поддержки не были введены. Темпы экономического роста в стране замедлялись, а авторынок очень чувствителен к макроэкономическим прогнозам. Потребители перед дорогостоящей покупкой внимательно оценивают свои финансовые перспективы, просчитывают возможность расплатиться по кредитам, получить прибавку к зарплате.
Плюс не пришло еще время для смены автомобилей, приобретенных россиянами сразу после мирового экономического кризиса 2009 года. Точнее, обладатели дорогих машин уже купили новые в прошлом году - в этом сегменте машина меняет своего владельца в среднем после первых трех лет жизни. А в эконом-классе этот срок больше - пять лет, и он еще не истек.
В первом, отчасти во втором кварталах, когда доллар и евро подорожали, падение замедлилось, потому что было очевидно, что ослабевший рубль вызовет в ближайшее время подорожание импортной продукции. Особенно это касается машин премиум-класса. Кроме того, люди видели в покупке автомобиля хороший способ вложения сбережений. И вот, многие купили его раньше, чем планировали - к примеру, перенесли покупку с лета или осени на весну. Теперь, напротив, отложили приобретение на следующий год. Благо автомобиль - не из числа товаров первой необходимости.
Так что как минимум до зимы рынок автомобилей продолжит падение, прогнозирует Сергей Удалов. Статистика за август будет примерно такой же, как в июле. В сентябре наметится некоторый подъем, но до прошлогодних показателей все равно не дойдет - в лучшем случае разница с итогом продаж за сентябрь 2013 года будет небольшой. Пока экономика в целом не даст повод для оптимизма, ждать перелома не стоит.
Вот и отправляют рабочих сборочных автопредприятий в коллективные отпуска. Это общемировая практика. И ее применением нынешняя ситуация отличается от кризисного 2009 года, когда провал в продажах был особенно неожиданным после нескольких лет роста, и конвейеры работали уже не на рынок, а "на склад". Издержки от приостановки работы все же меньше, чем от перепроизводства, говорит Сергей Удалов. Сейчас избыточные запасы тоже накапливаются, но уже не такими темпами, как пять лет назад.
Все это резко усиливает конкуренцию между автопроизводителями и дилерами. И играет на руку тем, кто все же решится купить машину именно в этом году. Вероятно, со скидками автомобили начнут у нас продавать раньше, чем обычно - еще до декабря. Наиболее щедрыми могут оказаться дилеры марок, которые демонстрируют наибольшее падение продаж.
Но если курс доллара снова начнет расти, нас, напротив, ждет новое подорожание импортных авто и продукции отечественных предприятий, работающих в режиме промышленной сборки. Теоретически выиграть от этого должны российские гиганты автоиндустрии, но пока что дела у них идут не лучше, чем у их иностранных конкурентов.