Ко дню города в Москве откроют три новые пешеходные зоны
Встретимся у Гагарина
Одну из самых длинных в Москве прогулочных зон, которая протянется от площади Европы у Киевского вокзала до площади Гагарина на Ленинском проспекте, строители обещают закончить в последних числах августа. Все основные работы уже подходят к концу - остается благоустройство и завершение последних этапов, вроде установки лавочек и урн. Этот маршрут длиной 6,5 километра начали делать в прошлом году. В порядок привели площади Гагарина и Европы, обновили расположенные между ними крупнейшие парки и скверы, а уже потом естественным решением стало проложить прогулочную трассу.
Тянется она от Площади Гагарина вдоль Нескучного сада, потом пересекает пешеходный Андреевский мост, идет по району Хамовники вплоть до еще одного моста у Киевского вокзала и, наконец, заканчивается на площади Европы. Всю дорогу любителей прогулок будет радовать не только возможность беспрепятственно гулять, не уворачиваясь от автомобилей, но и масса архитектурных памятников, расположенных на маршруте. В большинстве своем это дома, построенные в стиле "сталинский ампир" в конце 40-х - начале 50-х годов. Чего стоит здание Главкомата сухопутных войск на Фрунзенской набережной. Его, кстати, сейчас реконструируют - все работы обещают закончить до конца этого года. Всего же фасады обновят примерно на 40 домах по всему маршруту. Еще одно уникальное достоинство новой пешеходной зоны - в ее составе два красивейших крытых пешеходных моста. Получается, что можно пройтись по Парку Горького, потом над Москвой-рекой по Андреевскому мосту добраться до большого сквера у Комсомольского проспекта, посидеть там в одном из многочисленных кафе и отправиться дальше по переулку Хользунова и улице Плющихе. На всем протяжении новые дорожки, освещение, лавочки и многое другое. Даже пешеходный переход под Комсомольским проспектом специально реконструировали.
К тому же новая пешеходная зона связывает парк Горького, Музеон и Нескучный сад, сразу несколько набережных, а в перспективе еще и Пятницкую улицу. То есть это не замкнутый маршрут, с которого некуда ступить, а составная часть целой сети прогулочных территорий на любой вкус.
Вдоль по Пятницкой
Вторая пешеходная зона появится на Пятницкой улице - одной из старейших в столице. Еще пару месяцев назад она представляла собой далеко не лучшее зрелище - пешеходы с трудом расходились на узеньких тротуарах, крайние полосы были заставлены припаркованными машинами, а на центральной части постоянно возникали заторы. Добавить сюда обветшавшие фасады старинных домов, безобразно растянутые между домами провода и безвкусные рекламные щиты на каждом шагу и всякое желание попасть в это место проходит окончательно. Что же происходит на ней сейчас? Во-первых, Пятницкую уже трудно узнать - если раньше она служила в основном автомобилистам, то теперь ее назначение резко меняется в сторону пешеходов. Вместо 3-4 полос движения общей шириной 15 метров для автомобилей впредь будут служить только две полосы шириной 6,5 метра. Стихийная парковка должна уйти в прошлое благодаря парковочным карманам на 157 машиномест - они устроены вдоль проезжей части и выложены брусчаткой. Освободившиеся полосы отдаются на откуп пешеходам - на улице теперь широкие тротуары, есть даже велосипедная дорожка длиной 1,2 километра с переходом в пешеходную зону "Замоскворечье".
Меняется и весь облик улицы - вместо фонарей, висящих на натянутых между домами проводах, устанавливаются декоративные металлические опоры со светильниками в стиле "ретро". Также строители обещают вмонтировать подсветку прямо в покрытие велосипедной дорожки. Кроме того, ремонтируются фасады всех 114 домов, расположенных на Пятницкой. В прошлом году строители привели в порядок 30 фасадов, а в этом заканчивают ремонт еще 84 строений. За счет бюджета города реставрируются 44 здания, а оставшиеся 40 - на средства собственников. Наводится порядок и с рекламными конструкциями - их уже стало вдвое меньше. Из 412 конструкций незаконно установленными оказались 214. При этом все работы ведутся в рекордные сроки - строители пришли на улицу в июне, а закончить все работы должны уже в конце августа. После этого Пятницкой присвоят статус пешеходной зоны, благодаря чему налоговые льготы получат кафе и рестораны, расположившиеся на улице. В итоге предприятий общепита на прогулочной территории станет больше, а банков и офисов - меньше.
Троллейбусы скинут "рога"
Наконец, еще один прогулочный маршрут сейчас создается на переходящих одна в другую улицах Маросейка и Покровка. Расположены они перпендикулярно Чистым прудам и вместе с ними образуют новое пространство для прогулок. Принцип организации новой пешеходной зоны схож с проектом реконструкции Пятницкой - улицу для автомобилей превращают в бульвар, где машинам место остается, но главным все же становится пешеход. Почти два километра широких тротуаров, удобных скамеек и отреставрированных архитектурных памятников должны быть готовы к началу сентября. Обе улицы находятся в историческом центре столицы и тянутся от Садового кольца до Китай-города. Рабочие там уже убрали контактную троллейбусную сеть и демонтировали фонари, висящие на растянутых между домами проводах. Их заменят декоративные светильники, которых установят почти 200 штук. Троллейбусы, чей маршрут пролегает через Покровку и Маросейку, после окончания реконструкции также поменяют на модели нового поколения - они будут работать на аккумуляторах и временно убирать рога для прохождения пешеходной зоны. В итоге никакие провода внешний вид прогулочной зоны портить не будут. Такую же схему, кстати, используют и на Пятницкой.
- Маросейка и Покровка до последнего времени находились в запущенном состоянии, здесь было очень много машин, ветхие фасады домов, плохое освещение и вообще благоустройство, - рассказал мэр Сергей Собянин, недавно посетивший реконструируемые улицы. - Сейчас эту территорию приводим в порядок: здесь в полтора раза уменьшится проезжая часть, за счет нее увеличится ширина тротуаров, которые будут вымощены гранитной плиткой, также уберем лишнюю рекламу и отремонтируем более 100 фасадов.
Чтобы на пешеходную часть не покушались автомобилисты, тротуары отделят от дороги более чем 500 столбиками. Что касается рекламных конструкций, то раньше на Покровке и Маросейке их было 753! К сентябрю останется всего 198, да и те не будут мешать проходу и портить фасады. "Реконструируется не только улицы, но и все примыкающие к ним дворы и скверы. В прошлом году мы отремонтировали 23 двора, а в этом сделаем еще 33. Все нюансы благоустройства стараемся обсуждать с местными жителями. Что касается тротуаров, то их мостим долговечной гранитной плиткой", - рассказал "РГ" заммэра столицы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков.
Кстати
Что касается автомобильного движения на реконструируемых улицах, то в мэрии считают, что сужение проезжей части не приведет к транспортному коллапсу. Наоборот, в результате упорядочивания парковки движение должно стать более свободным и предсказуемым. Такая ситуация сейчас наблюдается на Большой Дмитровке, где также недавно была создана пешеходная зона.