В Подмосковье начались работы по строительству ЦКАД
В пользу опыта
Строительство ЦКАД называют основной стройкой Московской области, одним из самых амбициозных проектов последних лет. Трасса длиной 529 км (для сравнения: протяженность МКАД - 109 км) частично пройдет по расширяемым участкам Московского малого кольца, частично параллельно ему. На всем протяжении новое кольцо будет бессветофорным с расчетной скоростью движения 130 км/ч. На первом этапе построят по две полосы в каждую сторону, но, по словам Иванова, при закладке коридоров строительства проектировщики предусмотрели последующее расширение дороги до 8 полос.
В конкурсе на строительство первого пускового комплекса принимали участие три компании. Победила та, которая предложила проект на 3 млрд дешевле. За плечами у строителей, которым доверена ЦКАД, федеральная автодорога "Колыма", комплексное развитие Мурманского транспортного узла, новый выход на МКАД с трассы М-1 "Беларусь" и несколько путепроводов в Московском регионе. Первый участок ЦКАД компания обязалась построить за 49,8 млрд руб.
С учетом разных мнений
Проект строительства нового дорожного кольца переделывали несколько раз, чтобы соблюсти интересы всех, кто попал в зону проектирования дороги. К примеру, в районе подмосковных Бронниц ЦКАД первоначально заходила в реликтовый лес и жители в попытках его отстоять обратились в прокуратуру. "Лес нам удалось спасти, - рассказывает губернатор Подмосковья Андрей Воробьев. - Порядка 7 км пути в итоге пойдут в обход питомника". Были случаи и сложнее. Пока в областном правительстве обсуждали и переделывали проект, в одном из поселений местные власти успели построить жилой дом - как раз в зоне отчуждения будущей трассы. "Строительство еще не началось, а территория вокруг ЦКАД уже становится золотой: многими движет корыстный интерес", - констатировал глава Подмосковья.
Эксперты до сих пор спорят, как должна развиваться ЦКАД. С одной стороны, она даст толчок экономическому росту тех муниципалитетов, по которым пройдет, а это подразумевает увеличение жилого сектора. "К 2030 году близ Центральной кольцевой автодороги будут проживать 4 млн человек, прирост составит не менее 1 млн", - уверен зам-руководителя Главархитектуры Московской области Юрий Новоселов.
С другой стороны, новых жителей нужно обеспечить сопутствующей инфраструктурой - теми же торговыми центрами, которые предполагают съезды на скоростную дорогу. Но они будут собирать пробки и тормозить движение. "И есть риск потерять ЦКАД так же, как мы потеряли МКАД", - считает руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. По его мнению, власти могут выбрать два варианта развития трассы: транзитный, с минимальным количеством съездов, или сделать ее дорогой для регионального развития. "Если будет выбран второй вариант, то в окрестностях ЦКАД появится много грузовых терминалов и транспортная ситуация в регионе намного не улучшится. Если же дорогу делать транзитной, она способна забрать 60% трафика с МКАД и мы здорово выиграем", - считает Блинкин. Правда, при этом к затратам на строительство нового кольца, которые, по разным подсчетам, составят от 350 до 500 млрд руб., придется добавить значительную сумму на развитие местных дорог, которые позволят жителям пользоваться сопутствующей инфраструктурой, не выезжая на ЦКАД.
Пока же на новом кольце запланировано строительство 32 съездов, и это ничто по сравнению с развязками, существующими на МКАД. Но и общественный транспорт запланирован тоже. "Никакого запрета на движение по ЦКАД уже существующих маршрутов общественного транспорта, для которых новая трасса станет кратчайшим путем между подмосковными городами, не предполагается", - утверждает Петр Иванов. Более того, власти готовы рассмотреть возможность кругового движения общественного транспорта по ЦКАД, если у жителей появится в том необходимость.
Миллионы рабочих рук
А вот в чем у экспертов споров не возникает, так это в количестве рабочих рук, востребованных после того, как будет построена ЦКАД. На прилегающих территориях может быть создано не менее 1,7 млн рабочих мест. Только в новой Москве появится 4 центра урбанизации. "Поселения Новофедоровское, Вороновское, Кленовское и Краснопахорское в перспективе станут теми точками роста, в которых будет построено большое количество жилой и коммерческой недвижимости и создано 400 тыс. рабочих мест, - говорит руководитель департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин. - Они смогут обеспечить занятость населения не только наших поселений, но и прилегающих районов Московской области".
Определены первые точки роста и в Подмосковье. "Сегодня отобрано уже 10 площадок для строительства индустриальных объектов, которые будут находиться у ЦКАД", - рассказывает гендиректор корпорации развития Московской области Николай Милькис. Комплексные объекты будут включать в себя технопарки, бизнес-инкубаторы, жилые микрорайоны и другие объекты. На всех участках уже решен вопрос с инженерной инфраструктурой.
Кстати
На всем протяжении, кроме небольшого участка на северо-западе Подмосковья, ЦКАД будет платной трассой. По предварительным расчетам, средневзвешенный тариф при проезде по ЦКАД составит 2,3 руб. за км. Плата будет варьироваться от времени суток и вида транспорта. Легковым автомобилям проезд обойдется дешевле.