- Владимир Борисович, на днях СМИ сообщили о реорганизации в структуре правительства. Какие цели она преследует? Очередное сокращение чиновников или что-то большее?
Владимир Компанейщиков: О сокращениях скажу кратко. Губернатор Омской области Виктор Иванович Назаров поставил задачу - сократить численность служащих на десять процентов. И эта задача будет выполнена. Дальше об этом распространяться не буду по двум причинам. Во-первых, речь идет о живых людях, это деликатный вопрос, и не хочется нагнетать напряженность. Во-вторых, суть реорганизации - не в сокращениях, а в постепенном изменении системы, процессов, логики принятия управленческих решений.
Как человек, который пришел в сферу госуправления из лучшей, на мой взгляд, в стране организации с точки зрения управления - Сбербанка, с соответствующими практиками и механизмами, считаю, что структура органов власти - это системная проблема. Не только правительства Омской области, но и любого другого. К сожалению, в министерствах и ведомствах вся работа обычно сводится к так называемой текучке, которая имеет свойство заполнять все рабочее время. Все заняты, даже перегружены, но эффективность такой работы - ноль. Для того чтобы получить другое качество, другой результат, конечно, нужно переходить на проектный режим работы.
Понятно, что это вызывает скептицизм. Да, вокруг менеджмента сформировано очень много мифов и способов на них заработать. Но хорошие практики на самом деле есть. И их нужно внедрять Есть такая методология - lean government, "бережливое правительство". Она предполагает выстраивание управленческих процессов, исходя из глубокого понимания потребностей и запросов граждан - а это, по сути, наши клиенты. И когда мы понимаем, что действительно важно для их удовлетворенности от деятельности власти, чиновников, мы соответствующим образом выстраиваем процессы, устраняя в них все, что не создает ценности для клиента.
Это звучит, как ликбез, но в банковской сфере работает. Был в прошлом году на Украине и видел разницу между "дочкой" Сбербанка и Ощадбанком - это наследник прежнего, советского Сбербанка. Есть места, где они находятся в одном здании. Вроде бы, одни и те же люди, похожие процессы, но разница между тем, во что превратился Сбербанк, и того, чем остался Ощадбанк, - впечатляет.
Поэтому реформа аппарата, с которой мы начали разговор, она не про перестановку "квадратиков" в схемах организационной структуры, чем часто увлекаются руководители. Это реформа системы, переориентирование вектора всей работы.
- Но чиновники - это не банковские служащие…
Владимир Компанейщиков: Согласен. Проблема мотивации чиновника - сложнейшая. В банке просто: сделал результат, получил оценку, заработал бонус. А чем мотивировать госслужащего? Рублем, в рамках действующего законодательства о госслужбе, сложно. Былого страха потерять работу уже нет, так как действительно классных профессионалов на рынке не с избытком. Найти мотивированных людей - это сверхзадача. Но, с другой стороны, дорога в тысячу ли начинается с первого шага. И мы его сделали. В управлении по работе с обращениями граждан, а это, согласитесь, очень серьезное подразделение, применили несколько "бережливых" технологий. Увидели, что можно сократить время реагирования на обращения, повысить качество ответов. И мы ждем конкретного результата, который оценят омичи.
Но, повторюсь, пока люди, которые занимаются неизвестно чем за деньги налогоплательщиков, не поймут, что они работают ради людей, ничего не выйдет. Важно, чтобы каждый чиновник понимал, как его маленький участок работы влияет на выполнение одной из главнейших задач, поставленной президентом страны - повышение удовлетворенности граждан от деятельности органов госуправления.
- А вы сами мотивированы, хватит ли у вас заряда оптимизма для того, чтобы изменить ситуацию, при которой кабинетная жизнь существует сама по себе?
Владимир Компанейщиков: Есть старая присказка про стакан. Который для оптимиста наполовину полон, а для пессимиста - наполовину пуст. Инженер в таких случаях говорит "стакан спроектирован с двойным запасом прочности". Так вот, я нахожусь в позиции инженера. И понимаю, что необходимо сформировать большой кадровый запас прочности. Все-таки именно кадры решают все. Самое главное, что эта инициатива - превратить чиновников в клиенториентированных специалистов - получает полную поддержку губернатора. Он понимает, что делая то же самое, что делали предшественники, сложно рассчитывать на иной результат. Виктор Иванович очень много личного внимания уделяет этому вопросу. Это, конечно, помогает.
- Самую болезненную для Омской области тему можно сформулировать двумя словами - "пора валить". Молодежь не видит перспектив и уезжает. На мой взгляд, во многом это проблема имиджа региона, города. Как его исправить? Ведь вы курируете еще и вопросы информационной политики. И одной рекламой, как это делают банки, не управиться.
Владимир Компанейщиков: Основой для имиджа являются результаты деятельности. И они в Омской области есть. Но те инструменты информационной политики, которые мы используем, неэффективны. Несвоевременны. Оставляет желать лучшего и качество реализации. Мы над этим начинаем серьезно работать.
В Омской области действительно делается много хорошего. Возьмем, к примеру, медицину. Проблем - масса, но есть и прорывы. После критических материалов в ряде омских СМИ, которые сочли, что руководители ряда омских больниц слишком много зарабатывают, я сходил специально в одну из них - областной онкодиспансер, в выходной день, когда операционный блок не работает. Поговорил с врачами, увидел эту технику. Знаете, за Уралом немного таких высокотехнологичных центров. Онкология - страшная вещь, но мы можем с ней справляться. Когда-то казавшиеся абсолютно неоперабельными опухоли сегодня успешно оперируются. И не надо для этого ехать в Москву или за границу. Из соседнего Казахстана к нам целый поток пациентов отправляют. К сожалению, журналисты видимо не нашли в себе сил увидеть все это своими глазами.
И таких поводов для гордости много. Никто, например, не говорит о том, что Омск по-прежнему находится в пятерке городов России по объему промышленного производства. И не на пятом месте. О том, что мы по-прежнему являемся оборонным щитом страны. И это, действительно, проблема не только журналистская. Это проблема информационной политики, которая нуждается в пересмотре.
- Экс-полпред президента в СФО - сейчас врио губернатора Красноярского края Виктор Толоконский - как-то сказал, что омичи уезжают из-за информационной войны, которая в регионе велась десятилетиями. Вы согласны с этим?
Владимир Компанейщиков: Полностью. Это очень точное наблюдение. Когда год за годом со страниц газет и экранов ТВ идет негатив, это, выражаясь языком академика Павлова, выстраивает в голове определенные установки. Доминанты, которые серьезно влияют на частную жизнь людей. Информационная война между руководством города и региона при прежних командах в облправительстве и горадминистрации стала чем-то вроде правила хорошего тона. И эта инерция, к сожалению, до сих пор заставляет некоторых улавливать какие-то "сигналы", чтобы в очередной раз вбивать клинья.
Но война-то осталась в прошлом, и уровень взаимодействия, уровень человеческих отношений сегодня совсем другой. Да, есть вопросы, по которым складывается разное видение, но и в области, и в городе есть четкое понимание - мы движемся к одной общей цели. Сделать Омск комфортным для людей. Но не все это понимают, к сожалению.
- Вспоминается недавняя нашумевшая на всю страну рекламная кампания - щиты, развешанные по всему городу, которые фактически в нецензурных выражениях говорили о том, что в городе плохие дороги и так далее.
Владимир Компанейщиков: Таким деятелям могу сказать одно - там, где нельзя больше любить, нужно просто пройти мимо… Знаю, что даже те, кто уезжает из Омска, любят свой город. Потому что это место силы. Над ним официально поднимали флаг Российской Империи, здесь ковали славу России Королев и Туполев, здесь жил и умер Егор Летов - обо всем этом можно говорить бесконечно.
Но самое главное, это город, который создавался вокруг мощнейших предприятий ВПК. И это не прошлое, это будущее Омска. Это масса талантливой молодежи, которая сейчас учится на инженеров и готовится вернуть родному городу былую мощь. Я, наверное, выхожу за рамки нашего разговора, но уверен в одном - как только мы перестанем ходить с вопросом "что мне может дать Омск?", как только начнем думать о том, что мы сами можем сделать для Омска - жизнь изменится к лучшему.
Найти недостатки важно и нужно. Но мало просто их отметить, надо предложить, что с этим делать. Виктор Иванович Назаров - человек открытый, готовый обсуждать и поддерживать любую инициативу бизнеса, которая направлена на развитие региона. Нам нужна консолидация всех сил региона, который важен для судьбы России. И сейчас ключевая задача - обеспечить развитие региона на базе серьезного задела, созданного поколениями талантливых омичей. И для этого есть возможности. Импортозамещение в оборонной промышленности, все, что связано с продовольственной безопасностью страны, - это наш шанс.