Готовы ли семьи отдать маткапитал за автомобиль?
Убить двух зайцев
В семье жительницы Ульяновска Людмилы Ждановой - двое детей: младшему сыну Ване всего два года. Материнский капитал супруги пока не "пристроили": снимают маленькую однокомнатную квартиру и с трудом, копят деньги на то, чтобы приобрести собственное жилье.
- Родственники обещали помочь, но нам, чтобы ипотека была не разорительной, надо собрать еще тысяч 200, - рассказывает Людмила.
Вопрос, обрадует ли их разрешение потратить "материнские" деньги на автомобиль, ставит супругов в тупик:
- Не скажу, что машина для нас - средство первой необходимости. До дачи нам помогают добираться родители, путешествуем мы обычно на поезде или на автобусе… Квартира нужнее. И хорошо, если бы разрешили тратить капитал на первый взнос по ипотеке, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. Это сняло бы все вопросы с покупкой квартиры, - говорит Людмила.
Другая ситуация в семье Майоровых: их младшей дочери тоже два года, старшему сыну - пять лет. Квартира у них уже есть. А вот автомобиль - дышащая на ладан старенькая иномарка. Молодые родители утверждают: им бы разрешение использовать маткапитал на покупку автомобиля, пусть и отечественного производства, не помешало.
- До того, как ребенок будет поступать в вуз, еще далеко: хранить материнский капитал больше десяти лет - перспектива сомнительная. Кто знает, какие финансовые бури могут грянуть за это время? А разрешив пустить деньги на автомобиль, федеральные власти убили бы сразу двух зайцев. Помогли бы семьям, как наша, наконец-то обзавестись, без кредита, приличной машиной, и заодно поддержали бы российский автопром, - считает глава семьи Дмитрий. - Это наша мечта: возить детей на хорошей машине в садик, кружки, секции, музеи, на природу не в общественном транспорте, где велика вероятность подцепить вирус.
Пополнить бюджет
Законопроект, разрешающий тратить материнский капитал на покупку новых российский автомобилей, был внесен в Госдуму около месяца назад. Его авторы - депутаты заксобрания Ростовской области - напоминают, что сегодня маткапитал можно потратить на улучшение жилищных условий, получение образования, либо формирование накопительной части трудовой пенсии. Но эти меры государственной поддержки семей "являются недостаточно стимулирующими для увеличения рождаемости, поскольку потребность в них может отсутствовать".
Программ, помогающих решить жилищный вопрос, по их мнению, сегодня масса: это и военные сертификаты, и поддержка молодых семей, и переселение из ветхого и аварийного фонда. Получение же образования ребенком и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин авторы считают "отложенными нуждами, о которых молодые семьи еще мало задумываются". А потому потратить маткапитал на автомобиль было бы для них оптимальным решением.
Инициаторы предлагают оформить приобретенный "материнские" средства автомобиль в общую долевую собственность родителей и ребенка. "Целесообразность такой меры государственной поддержки семей обусловлена тем, что автомобиль может использоваться не только в личных целях семьи (доставки детей в дошкольные, лечебные и учебные заведения, проведение семейного отдыха и так далее), для обеспечения достойного уровня жизни, но и в коммерческих целях для пополнения семейного бюджета", - считают авторы законопроекта.
- Если будет плохо с работой, можно пойти подработать в такси. Но это, конечно, на самый крайний случай, - считает Дмитрий Майоров. - Но у меня есть знакомые многодетные, кто точно не отказался бы от такого приработка по вечерам, будь у них машина.
В отделении Пенсионного фонда по Ульяновской области уточнили, что сегодня самым популярным направлением расходования материнского капитала по-прежнему остается улучшение жилищных условий. Из более чем 41-й тысячи ульяновских семей, получивших сертификат, почти 24,5 тысячи направили средства на погашение жилищных кредитов, а также строительство и реконструкцию домов и квартир без привлечения заемных средств. В Пенсионный фонд поступило 801 заявление от мам, пожелавших направить деньги на обучение детей и 26 заявлений - на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии. Всего же сертификатом распорядились более 60 процентов получивших его ульяновских семей.
"Авторешение" проблем
Отечественному авторынку сегодня действительно нужна помощь. По данным агентства "АВТОСТАТ", со ссылкой на Ассоциацию Европейского Бизнеса, в июле продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России снизились почти на 23 процента. В июне падение составило более 17 процентов. По итогам семи месяцев 2014 года российский авторынок сократился на 9,9 процента - до 1 миллиона 410 тысяч 606 автомобилей.
Итог закономерен: отечественные производители начали корректировать свои производственные планы. Так, например, АВТОВАЗ уже объявил о намерении сократить производство автомобилей Lada на 25 тысяч штук в сентябре-ноябре. Автопроизводитель даже готов пойти на непопулярный шаг: заморозить в нынешнем году цены на автомобили, чтобы поддержать конкурентоспособность в условиях кризиса сбыта.
С 1 сентября в России снова начала действовать программа утилизации, в рамках которой владельцы "автохлама" смогут получить скидку на покупку произведенной на территории нашей страны машины - от 40 тысяч (при продаже автомобиля по схеме "трейд-ин") до 350 тысяч рублей (при утилизации грузовиков). Благодаря этому до конца года планируется дополнительно продать до 170 тысяч автомобилей.
Разрешение на использование маткапитала также могло бы оживить авторынок. По данным Пенсионного фонда России на начало нынешнего года, за семь последних лет было выдано более 4,7 миллиона сертификатов, которыми распорядились более 1,9 миллиона человек. Рынок почувствует, даже если даже одна десятая часть от их числа решит приобрести автомобиль.
Инициаторам же поправок в закон предстоит убедить противников такого способа распоряжения маткапиталом, которые уверены, что ребенок будет ущемлен в своих потребностях, так как покупка машины не имеет прямого отношения к решению проблем в семье.
Ведущий аналитик агентства "АВТОСТАТ" Азат Тимерханов:
- Если такой законопроект примут, то это будет хорошей мерой для поддержки автопрома. Ведь некоторым семьям не требуется улучшение жилищных условий, а оплачивать материнским капиталам учебу ребенка или направить его в пенсионные накопления - отдаленная перспектива. Оплатить же автокредит - дело весьма насущное, поскольку автомобиль в семье, где двое и более детей очень необходим.
Что же касается потенциальных моделей, то для многодетных семей в плане востребованности самым популярным, наверное, был бы LADA Largus. В целом же от этой меры выиграли бы ВАЗовские модели и ряд недорогих иномарок.