Видеть в развитии Дальнего Востока только акцент на транспортную составляющую неправильно. А именно этим, считает глава Минвостокразвития Александр Галушка, грешит федеральная целевая программа социального и экономического развития Дальнего Востока.
"В этой ФЦП нет ни одного социального и ни одного экономического объекта и мероприятия. Эта программа сегодня на 100 процентов состоит исключительно из транспортных объектов, в том числе на 40 процентов из финансирования модернизации БАМа и Транссиба. Смею заверить: в случае реализации этих мероприятий мы на Дальнем Востоке не преодолеем ни одной негативной тенденции, не остановим отток населения, не сможем обеспечить опережающее развитие. Это фактически программа развития транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке", - заявил министр журналистам в Улан-Баторе в среду.
У главы ведомства есть чем ответить. Проекты, которые должны привести к действительно опережающему развитию этого региона, были представлены Владимиру Путину в понедельник. Их 18, они предполагают привлечение в течение 10 лет 2,5 триллиона рублей частных инвестиций. Есть, правда, одно "но". Только "для запуска" они требуют 216 миллиардов рублей бюджетных вложений.
Кроме этих проектов, по словам Александра Галушки, выделены 14 "территорий опережающего развития" (ТОР). "Это продвинутый модернизированный современный вид свободных экономических зон, которые учитывают лучшую практику Азиатско-Тихоокеанского региона и ту практику, которая у нас была наработана ранее", - пояснил министр.
Чем интересны эти ТОРы? Прежде всего тем, объяснил чиновник, что Минвостокразвития обеспечивает инфраструктурную подготовку этих площадок и "дает очень мощное дерегулирование". "Подготовлен соответствующий законопроект, который предполагает сокращение ускорения всех процедур в режим свободной таможенной зоны и налоговые льготы: 5-летние налоговые каникулы по налогу на землю, на имущество, НДПИ, ставку страховых взносов 7,6 вместо 30 процентов в течение первых 10 лет реализации проекта. Законопроект подготовлен, мы в осеннюю сессию его вносим в Госдуму", - рассказал о планах Александр Галушка. От развития же БАМа и Транссиба в рамках программы развития Дальнего Востока министр хочет отказаться.
Эта идея была им озвучена еще в июле 2014 года. Тем более, считает он, что эти проекты лишь "частично касаются Дальнего Востока, а если взять вопрос увеличения грузовой базы, мы увидим, что не решены вопросы примыканий с тех месторождений, которые могли бы воспользоваться модернизированными мощностями. А если они не решены, то мы создаем "спящую" инфраструктуру. Конечно, развитие БАМа и Транссиба важно для всей страны, для развития национальной магистральной ж/д инфраструктуры. Но это не развитие Дальнего Востока. И место, где должны находиться эти мероприятия, - программа развития транспортной системы", - считает он.