ФАС хочет легализовать "серый" импорт автомобильных запчастей
Такие нормы содержатся в законопроекте, размещенном ФАС на официальном портале раскрытия информации государственными органами.
Сейчас в России зачастую складывается такая ситуация, когда те же самолеты стоят в ангарах, ожидая нужную деталь. А большая часть даже качественных запчастей получает статус контрафакта. Да и автомобилисты, которые не хотят "слететь" с гарантии, часто ждут запчасти месяцами. Те, кому это неважно, часто покупают замену официальным деталям, но произведенным по лицензии. Получается дешевле и быстрее. Но с такими запчастями люди едут уже не фирменный сервис.
Все это происходит потому, что по закону ввоз и введение в гражданский оборот товара, маркированного товарным знаком, без получения разрешения правообладателя на территории России не допускается. Получается, что такие детали признаются контрафактом автоматически. Все это, по мнению экспертов, ведет к ограничению конкуренции между продавцами товара, маркированного товарным знаком правообладателя, удорожанию брендированного товара. Производители же имеют очень небольшой выбор оборудования и материалов официальных компаний и по ценовым предложениям. Да и страдают они так же, как и простые автомобилисты, ожидая дорогих запчастей. Например, при производстве по сборке машин, самолетов и другой техники. А время простоя увеличивает затраты.
Федеральная антимонопольная служба для того, чтобы решить эту проблему, предлагает внести поправки в четвертую часть Гражданского кодекса, которая даст возможность легализовать параллельный импорт, только исключив из одной статьи Гражданского кодекса слова "на территории Российской Федерации".
Кроме того, планируется принять еще дополнительные меры для защиты интересов инвесторов, говорится в законопроекте. А именно изъять из установленного международного принципа исчерпания прав для правообладателей, совершивших действия по локализации производства аналогичных товаров на территории России в порядке, который установит кабинет министров.
Кроме того, у правообладателя появится еще право запрещать или ограничивать ввоз в Россию тех деталей, которые он продает или производит в других странах. Но при условии, что аналогичный товар он будет выпускать в России в рамках локализации производства взаимозаменяемых товаров.
Такие меры повысят конкуренцию среди поставщиков деталей. "И, безусловно, цены на автозапчасти будут снижаться. Более того, в настоящее время наблюдается как раз такая тенденция", - рассказали "РГ" в ФАС. И контрафактных деталей в России может значительно поубавиться.
Отметим, что новые поправки антимонопольщиков в Гражданский кодекс могут вступить в силу с 1 января 2020 года. Но для отдельных групп и видов товаров может быть определен срок и меньший, чем 6 лет. Право на решение этого вопроса остается за российским правительством.