За январь - август АИ-92 подорожал на 7,3 процента, АИ-95 - на 6,1 процента.
К началу сентября литр АИ-92 стоил в среднем 31 рубль 79 копеек, АИ-95 и выше - 34 рубля 70 копеек, сообщает Росстат. Причем, как показывают данные Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, оптовые цены на бензин в последнее время растут еще быстрее.
Цены тянут вверх сразу несколько факторов, как кратковременных, так и долгосрочных, объяснили эксперты "РГ".
Большую роль играет сезонный фактор, говорит начальник Управления по стратегическим исследованиям в энергетике Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Курдин.
В сентябре начинается новый деловой цикл, спрос на бензин повышается. В 2014 году опять возросли акцизы на бензин: их ставки на 10-12 процентов выше уровней второго полугодия 2013 года, в зависимости от класса топлива.
Во-вторых, продолжается модернизация нефтеперерабатывающих заводов в связи с недалеким переходом на обязательный выпуск топлива не ниже стандарта "Евро-5". А это большие капитальные затраты, которые покрываются за счет розничных цен, а также неизбежное временное ограничение выпуска топлива в ходе проведения работ по реконструкции предприятий.
На ситуацию могла повлиять и довольно крупная авария в июне на Ачинском НПЗ (мощностью свыше 7 миллионов тонн в год). В сентябре завод возобновил производство, но лишь частично.
Кроме того, традиционно в конце лета и осенью на НПЗ в России проводятся профилактические работы. Плюс мировые цены на нефть, которые в последнее время немного снижаются, в России не отражаются прямо на рознице, как например, в США.
С одной стороны, там рынки более конкурентны, с другой - в американской цене на моторное топливо доля налогового бремени по меньшей мере вдвое ниже, чем в России, что делает ее более гибкой, указывает Александр Курдин.
Нефтяные компании, видимо, отыгрывают рост цены на нефть внутри страны, вызванное изменением коэффициента в экспортной пошлине, и закладывают в цену бензина перспективу налогового маневра в нефтяной отрасли, добавляет заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев.
Кроме того, в последние годы в России маржа в производстве и крупной оптовой торговле нефтепродуктами падала, задерживая рост цен на бензин. Сейчас, вероятно, нефтепеработчики вознаграждают себя за это снижение.
В итоге за 2014 год рост цен может составить 10-12 процентов, предполагает Валерий Семикашев. Но требовать от ФАС чрезвычайных мер стоит только в том случае, если цены на бензин будут грозить 15-процентным ростом.
Потому что штрафы, другие административные меры в конечном итоге будут переложены на автовладельцев. ФАС и так достаточно тесно работает с участниками рынка, и не стоит подталкивать ее к излишним действиям. Лучше действовать мерами системного регулирования, считает эксперт.