26.09.2014 00:27
Рубрика: Дороги

Рубль вместо шлагбаума

Будет ли въезд в Москву платным?
Вчера в СМИ в очередной раз появилась информация о том, что въезд в Москву может стать платным. Причем уже с 2015 года.

"Никакого решения о введении платного въезда в столицу, а также на отдельные скоростные магистрали - как Третье транспортное кольцо или МКАД, не принято, и в ближайшее время принято быть не может", - успокоил москвичей департамент транспорта города. В сообщении его пресс-службы говорится, что в данный момент департамент даже не планирует вопрос о введении платного въезда выносить на обсуждение. Единственное, что действительно правда - в этом ведомстве изучают международный опыт по внедрению платного въезда.

Напомню, предложение ввести платный въезд в Москву прозвучало месяц назад на международном экспертном совете по наземному транспорту. Высказал его генеральный секретарь Международного союза общественного транспорта Алан Флауш: "Это сделали уже многие города в мире: Лондон, Копенгаген, Стокгольм". По его мнению, и Москва в ближайшие годы сможет пойти по этому пути. Но как подчеркнули в дептрансе, пока в нашей стране не появится закона, разрешающего вводить платный въезд в город или его отдельные зоны, это невозможно в принципе.

Минтранс России разработал проект закона об организации правил дорожного движения, который дает муниципалитетам вводить платный проезд. Сейчас этот документ вынесен на публичное обсуждение. "Но введение платы за въезд - лишь одна из мер по организации дорожного движения, к тому же вынужденная, но она не сработает, если не будет других", - сказал "РГ" замдиректора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта минтранса Владимир Луговенко. Например, должен идеально работать общественный транспорт, к чему и стремится Москва. Но далее город должен принять свои нормативные акты. Например, он может сделать исключение для незащищенных слоев населения по оплате и для тех, кто живет в зоне платного въезда.

В Москве есть не только сторонники этой меры регулирования численности автомобилей в городе, но и целые районы, претендующие на право стать первопроходцами по ее внедрению. Один из них - Московский международный центр "Москва-Сити". Его управляющая компания еще в июне прислала в дептранс письмо с просьбой организовать одностороннее движение и платный въезд для транзитного транспорта от моста "Багратион" до въезда на ТТК. Просьбу ее руководство объяснило тем, что транзитный трафик на территории ММДЦ намного выше резидентного, что очень затрудняет движение. Но и тут никакого решения пока нет, рассказала "РГ" директор по маркетингу ОАО "Сити" Олеся Кошкина: "В настоящее время ведется лишь проработка возможностей по организации платного въезда".

Эксперты же расходятся в оценке целесообразности введения платного въезда. Директор Института экономики транспорта Михаил Блинкин его сторонник: "Мера эффективная и проверенная во многих городах мира. Это управление транспортным поведением горожанина: если у тебя нет большой потребности или лишних денег, то в центр старайся на автомобиле не ездить". В Московском городском союзе автомобилистов идею воспринимают в штыки. "ГКУ АМПП уже берет у нас деньги за то, что автомобиль стоит припаркованный, Департамент транспорта хочет брать деньги за то, что автомобиль будет ездить по городу", - прокомментировал помощник председателя РОО "МГСА" Юрий Файнгерш. По его мнению, поборы с автомобилистов и без того высокие. Чтобы ездить по городу, они уже платят транспортный налог и акциз за топливо. "Такая мера, конечно, разгрузит дороги, но насколько это юридически правомерно?" - задает вопрос представитель союза автомобилистов.

Сеул

В корейской столице много машин, но въезд и в центре, и на всю территорию был и остается бесплатным. Единственное ограничение для движения существует для крупного грузового транспорта - ему проезд по центру закрыт. Впрочем, для разгрузки некоторых наиболее проблематичных в плане движения направлений муниципальные власти Сеула прибегли к практике взимания денег. Платный проезд через несколько тоннелей, соединяющих некоторые кварталы города, стоит 2000 вон (около 2 долларов). Однако если в машине едут три и более человека, плата не взимается. Освобождены от нее также такси с пассажирами и общественный транспорт.

Рим

Въезд в сердце Вечного города совершенно бесплатный, но все же сильно лимитированный. Здесь действует так называемая зона ограниченного движения (Zona atrafic colimitato/ZTL). Она раскинулась на весь исторический центр от парка Боргезе до Колизея. Местные жители настоятельно советуют в нее не заезжать, поскольку ограничения действуют и днем, и ночью. По личному опыту самих римлян проскочить незамеченными просто невозможно - почти все подобные зоны оснащены видеокамерами. В случае если водитель решил все-таки не санкционированно проникнуть в ZTL, то по возвращении домой нарушителя будет наверняка ожидать "письмо счастья" от местного ГАИ со штрафом от 76 до 100 евро.

Париж

Как и в прочие города, въезд в столицу Франции для легковых автомобилей бесплатный и ничем не ограниченный. Несколько лет тому назад велись разговоры о введении платы за въезд в центральные районы. Однако парижане, мягко говоря, не поддержали эту инициативу. Так что она завяла на корню. Другое дело грузовики. На днях парижский муниципалитет в рамках борьбы с загрязнением окружающей среды утвердил решение о вводе специальной "экологической" платы на грузовики грузоподъемностью 3,5 тонны и выше, которые заезжают на "периферик" - столичную окружную дорогу. С 1 января 2015 года для них начинает действовать тариф 0,13 евро за километр пробега. По подсчетам мэрии, благодаря этой мере ежегодно парижский бюджет будет пополняться 5 млн евро. В город же грузовикам въезд давно уже заказан, за чем следит полиция. И все-таки некоторым негабаритным грузовикам по специальному разрешению, выдаваемому городской администрацией, позволяется заезжать в Париж. Это те, что завозят в разнообразные торговые точки товар (ежегодно более 32 миллионов тонн груза).