Валерий Кичин: В выдвижении "Левиафана" на "Оскар" учтена реальность

Российский "оскаровский комитет" выдвинул на соискание премии Американской киноакадемии в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" драму Андрея Звягинцева "Левиафан". За многие годы это, на мой взгляд, его первое решение, в котором учтена реальность.

И действительно, его выбор слишком часто был обусловлен самыми различными, подчас неожиданными привходящими обстоятельствами: влиятельность автора, вкусовые пристрастия, личные симпатии или антипатии членов комитета, техническая продвинутость кандидата и тому подобные соображения, не имеющие отношения к художественному качеству.

Да и теперь на рассмотрение комитета предлагались картины, среди которых есть сильные, но в соревновании с кинематографиями мира имеющие мало шансов на победу. А были и откровенно плохие, в адрес которых от членов комитета я слышал самые резкие отзывы. Все это говорит о том, что с критериями оценки фильмов так называемым экспертным сообществом у нас серьезные проблемы.

По большому счету, для участия в гонке за самой престижной, как считается, премией мира и фильму и его автору необходима уже сложившаяся международная репутация - серьезный успех на крупном фестивале, хорошая пресса за пределами своей страны, нарастающие ожидания зрителей. Этими качествами в данном случае обладали только два фильма: "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского, получившие Серебряного льва в Венеции, и "Левиафан" - лауреат Каннского фестиваля. Первый фильм, как недавно стало известно, был снят с гонки самим режиссером, остался второй. У него уже несколько авторитетных международных премий, западная пресса окрестила его "мастер-классом для Голливуда", за его прокат на американском континенте взялась одна из самых мощных дистрибьюторских компаний Запада Sony Pictures, и его слава уже так гремит в мире, что академики - тоже ведь люди! - не могут не быть заинтригованы. Разочарует их российский фильм или приведет в восторг - другой вопрос, но то, что они обратят на него внимание и добросовестно его посмотрят (что случается не всегда), - гарантировано. У "Левиафана" есть серьезные шансы войти в шорт-лист премии (а звание оскаровского номинанта уже считается более чем престижным) и оказаться в кругу сильнейших фильмов планеты. И, на мой взгляд, есть шанс победить.

Тем, кто уже поспешил объявить "Левиафана" номинантом, напомню, что пока произошло всего только выдвижение своего кандидата национальным "оскаровским комитетом". А кто из шести десятков картин удостоится звания номинанта, будет решаться с 29 декабря по 8 января, когда пройдет голосование группы экспертов Академии, - они и сформируют шорт-лист номинантов на Академические премии. 15 января этот список будет официально объявлен, после чего номинированные фильмы будут разосланы членам Академии для просмотра. 2 февраля в Голливуде пройдет традиционный обед оскаровских номинантов, а 6 февраля начнется тайное голосование, которое и определит лауреатов "Оскара". Чтобы не делать и торжественную церемонию слишком длинной, вручение премий разбито на два этапа: 7 февраля 2015 года будут вручены призы в технических номинациях, а 22 февраля состоится 87-я церемония награждения победителей в главных номинациях.

Письмо Андрея Кончаловского

Председателю российского Оскаровского комитета Меньшову В.В.

24 сентября, 2014

Уважаемый Владимир Валентинович!
Уважаемые коллеги!

В силу различных причин я не следил за событиями после Венецианского Фестиваля, и не был уведомлен о том, что мой фильм "Белые Ночи почтальона Алексея Тряпицына" был квалифицирован для рассмотрения Оскаровским комитетом на предмет выдвижения.

Хочу Вас уведомить, что я отзываю фильм от рассмотрения Комитетом и прошу его не обсуждать. Причин для этого две - личная и общественная.

В последние годы я достаточно резко критиковал Голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда, мне кажется просто нелепым.

С другой стороны - сама премия Оскар сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов, она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что естественно, не факт.

Сама формулировка категории "лучший фильм на "иностранном языке" - должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании.

В современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе. Я не могу даже исключить создание в будущем мировой кинопремии, где в отдельную категорию будет выделен "фильм на английском языке".

В связи с вышесказанным, прошу Вас исключить "Белые ночи" из списка обсуждаемых фильмов.

С уважением,
Андрей Кончаловский