29.09.2014 23:23
    Поделиться

    Рунет лидирует по темпам роста во всемирной паутине

    В этом году Рунету - домену RU - исполнилось 20 лет, отрасль уже достигла своего совершеннолетия. Более того, отечественному интернет-пространству уже сильно больше 20 лет: так, за четыре года до появления домена RU (и связанного с ним термина "Рунет") - в 1990 году - нашей стране был делегирован домен .SU, а "связистский" Интернет появился еще за несколько лет до этого. О перспективах развития Рунета, его регулировании и профессиях нового поколения рассказал "РГ" директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.

    Как вы оцениваете развитие отрасли за последние годы?

    Сергей Плуготаренко: История отечественного Интернета многогранна и насыщена событиями и фактами. Примерно за четверть века мы прошли путь от зарождения нашей отрасли до ее высоких позиций и первых мест в сравнении с глобальными и страновыми интернет-пространствами - по многим измеримым показателям (количество доменов, темпы роста индустрии, экономика и бизнес, количество пользователей и объемы русскоязычного контента). Сегодня Рунет существует как уникальная медиасреда, социальный феномен, самостоятельная экономика (с объемами в несколько процентов от ВВП России) и большое количество повседневных сервисов, без которых немыслимы как работа многих сегментов офлайна, так и жизнь наших граждан.

    Рунет добился лидирующих позиций в международных рейтингах по всем измеримым критериям и показателям: количество и активность пользователей (первое место в Европе), объемы генерации и потребления русскоязычного контента (2-е-3-е места в мире), количество и разнообразие национальных доменов (первые позиции как "старого" домена .RU, так и относительно "молодого" домена .РФ), темпы роста интернет-экономики (30 процентов в год в среднем по всем рынкам, и до 100 процентов в год по некоторым молодым рынкам) и ее вклад в ВВП страны (уже около 2 процентов в сумме по интернет-рынкам и более 7 процентов, если смотреть на всю Экосистему интернет-зависимых рынков) и так далее.

    Также Рунет за годы своего существования доказал, что у нас могут не просто появляться собственные (российские, отечественные) проекты, но они еще и удерживают лидерство во всех сегментах: поиск, почта, электронная коммерция, соцсети, геосервисы в Рунете и т.д. Во всех этих областях процент рынка, занимаемого российскими проектами и решениями, составляет более 50 процентов (а где-то и 80-90 процентов), и эта ситуация не меняется драматически с годами - как это прошло практически во всех остальных странах, где локальные сервисы были вытеснены в последние годы пришедшими глобальными игроками (все, что им потребовалось сделать - лишь локализовать свои интерфейсы, далее был вопрос времени).

    Какие тенденции будут влиять на развитие Рунета в ближайшие годы?

    Сергей Плуготаренко: Очевидно, что в ближайшие годы нас ждет плавный рост всех измеримых показателей (пользователи, доступность Интернета, объемы интернет-экономики, потребления контента и сервисов). Тем не менее, возможны четыре сценария развития событий и, как следствие, темпов роста Рунета: от негативного (при котором все равно сохранится, хотя и минимальный, рост интернета и экономики Рунета - в районе 5 процентов в год) - до самого позитивного (при котором темпы роста могут составить до 40 процентов в год). Между ними - находятся два менее фантастических и наиболее вероятных сценария развития Рунета, для реализации которых сегодня есть все предпосылки. Темпы роста основных измеримых (аудиторных, контентных, экономических) показателей - будут оставаться на уровне 15-20 процентов в год. Выбор того или иного пути не зависит уже от самой отрасли, мы с вами и без того делаем все возможное, в рамках наших экономических интересов и социальной ответственности. Реализация того или иного сценария - зависит от двух составляющих: глобального экономического, политического и делового климата, а также от государственной политики.

    Интернет-экономика складывается из нескольких сегментов. Какие из них сейчас растут быстрее других?

    Сергей Плуготаренко: Мы исследуем рынки: рекламы и маркетинга (в них входят рынки медийной рекламы, контекстной рекламы, видеорекламы, поисковой оптимизации, веб-разработки, мобильной рекламы), электронной торговли и платежей (рынки онлайн-ритейла, онлайн-трэвел, цифрового контента, рынок электронных платежей и B2B-сервисов), инфраструктуры (рынки доменов, хостинга, облачных сервисов), а также онлайн-игры и инвестиции. По прошлогодним данным исследования, объем рынков контента и сервисов составил 563 миллиардов рублей, а рынка электронных платежей - 268,7 миллиардов рублей, что суммарно представляет собой примерно 1,3 процента от ВВП России. Это наиболее крупные сегменты.

    Поделиться