Оформить аварию без ГАИ помогут записи с уличных видеокамер

Любопытный и максимально полезный для автолюбителей эксперимент затеяли столичные чиновники.

Данные с муниципальных видеокамер на дорогах станут передавать страховым компаниям. С помощью видеозаписей предполагается значительно упростить и популяризировать оформление ДТП по европротоколу. Речь идет о мелких авариях, где нет пострадавших, ущерб невелик и можно разъехаться, не вызывая ГАИ. Сегодня водители побаиваются самостоятельно фиксировать аварию, и тем самым даже из-за мелких царапин устраивают на дорогах огромные заторы. Так как Москва всегда первой обкатывает на себе все нововведения, подразумевается, что в перспективе практика выдачи видеозаписей с уличных камер страховщикам распространится на всю страну.

"Мы готовы предоставлять информацию со всех двух тысяч камер, установленных на городских дорогах. Если они фиксируют ДТП, мы по запросу будем отправлять данные в страховую компанию", - рассказал в Госдуме замруководителя департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев. Тестирование продлится 3 месяца, по его итогам примут решение, в какой форме можно предоставлять доступ сторонним организациям к городским системам безопасности.

Важно, что для получения страховой компанией данных с камер не потребуется менять законодательство, поскольку такие материалы являются свидетельскими показаниями. Поэтому, как утверждает первый зампред правления крупной страховой компании Николай Галушин, нововведение должно заработать уже в самое ближайшее время.

"В качестве эксперимента мы постараемся через Российский союз автостраховщиков отработать несколько убытков с помощью камер, зафиксировавших ДТП. Проблема лишь в том, что пока нет опыта взаимодействия с судами по таким спорам. И мы не можем предсказать, насколько судебные органы будут руководствоваться данными с камер при принятии решений", - объяснил он корреспонденту "РГ".

400 тысяч рублей - до такого размера должен увеличиться максимум выплат по европротоколу

По статистике ГИБДД, в Москве по европротоколу оформляется менее 5% аварий. По России эта цифра выше - порядка 9%. Основной причиной непопулярности является недоверие автовладельцев к этой форме регистрации ДТП. По словам депутата Госдумы Михаила Старшинова, боясь допустить ошибку при заполнении бланка, большинство автолюбителей предпочитают действовать по старой схеме и дожидаться инспектора. Многие водители также боятся, что в страховой компании не поверят им и заподозрят в мошенничестве. Именно такие опасения автолюбителей и должно развеять нововведение с предоставлением видеозаписей с камер страховщикам. Немаловажную роль в непопулярности европротокола играет и плохая осведомленность водителей о самостоятельной процедуре оформления аварий. Лимиты с 1 октября в четырех регионах страны - Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях - увеличены аж до 400 тысяч рублей. Правда, эта норма со среды не заработала. Выяснилось, что для этого правительству прежде необходимо подписать специальное постановление о требованиях к средствам фиксации обстоятельств ДТП. В минтрансе поясняют, что соответствующее постановление правительства на днях будет подписано. До этого момента будет действовать общий порядок выплат по европротоколу, вступивший в силу со 2 августа. По нему выплату можно получить только в пределах 50 тысяч рублей.

Когда же постановление будет подписано, по новым правилам, прозванным "безлимитным" европротоколом, для оформления аварии понадобится фото- и видеосъемка автомобилей и их повреждений, а также данные систем спутниковой навигации. До 2016 года предусмотрен переходный период, во время которого автомобилист сможет использовать любое техническое средство, позволяющее фиксировать время и местоположение ДТП.

Что же касается низкой осведомленности автолюбителей о европротоколе, то здесь тоже ожидается коренной перелом.

По словам замглавы столичного департамента транспорта Андрея Корнеева, обсуждается предложение об организации информационной рассылки в виде бегущих строк на транспортных лентах, рекламных роликов по телевидению и листовок с подробным объяснением, как оформить ДТП по европротоколу. Депутаты также рекомендуют правительству Москвы создать контакт-центр, где будут круглосуточно разъяснять детали "еврооформления" и станут информировать водителей, зафиксировала ли их ДТП какая-нибудь из видеокамер. "Мы предлагаем обязать страховые компании вместе с полисом ОСАГО выдавать типовой бланк с разъяснениями по оформлению европротокола. Неплохо было бы создать "горячую линию" и приложение для смартфонов с пошаговым разъяснением процедуры", - сказал "РГ" депутат Старшинов.

2 тысячи муниципальных видеокамер станут работать на благо автомобилистов. Упростится процесс выплат водителям по ОСАГО

В ГИБДД инициативу приветствуют, отмечая, что последовательно выступают за популяризацию среди автомобилистов метода европротокола. "Если система заработает, водители перестанут вызывать инспекторов на оформление мелких ДТП, дав им возможность заниматься более важными делами. И самое главное - удастся избежать огромных пробок, которые образуются из-за двух столкнувшихся посреди загруженного потока автомобилей", - указал источник "РГ" в ГИБДД. Напомним, по европротоколу могут оформляться ДТП, участниками которых стали не более двух автомобилей, не был нанесен вред жизни и здоровью кого-либо, водители не имеют разногласий о причинах аварии.